Volkswagen type 82
Этот легкий командирский автомобиль был самой массовой моделью марки Volkswagen выпуска до 1945 года. В войсках нацистской Германии он играл ту же роль, какую играл Willys MB в армиях стран-союзниц. Машины Volkswagen «Тип 82» широко использовали на всех фронтах и в любых воинских формированиях. В качестве трофеев они попадали в Красную Армию и в части союзников на Западном фронте.
Командирский легковой автомобиль был сконструирован на базе знаменитого «Жука», первого массового немецкого легкового автомобиля «Фольксваген». 11 февраля 1933 года, буквально через несколько дней после получения поста рейхсканцлера, в своей речи на открытии Берлинского автомобильного салона Адольф Гитлер нарисовал народу величественную картину тотальной моторизации Третьего рейха, грядущего возрождения страны и впервые произнес исторический лозунг: «Каждому жителю Германии - свой собственный автомобиль!». Словосочетание Volkswagen – «Народный автомобиль» – впервые прозвучало в 1935 году на открытии очередного автосалона. Разработку новой машины Гитлер поручил известному конструктору - доктору Фердинанду Порше. Есть легенда, будто Порше нарисовал первый эскиз «народного автомобиля» в присутствии Гитлера на бумажной салфетке, когда они сидели за одним столиком в пивном ресторане.
После долгих поисков, проб и испытаний различных прототипов, в конце 1937 года появился окончательный вариант «Фольксвагена» – компактный заднемоторный автомобиль с колесной базой 2400 мм и цельнометаллическим двухдверным кузовом на четырех человек, получивший впоследствии прозвище «Жук».
26 мая 1938 года в тогда еще мало известном местечке Фаллерслебен, будущем Вольфсбурге, заложили первый камень в фундамент нового автозавода по выпуску «Фольксвагенов». На открытии митинга выступил сам фюрер, хвастливо закрепивший за собой звание крестного отца нового автомобиля и впервые присвоивший ему второе параллельное наименование Kraft durch Freude («Крафт дурьх Фрейде»), сокращенно KdF. Это было название нацистской организации «Сила через радость», которая совместно с Немецким рабочим фронтом финансировала строительство предприятия. Деньги на строительство предприятия собирали с населения по подписке, продавая купоны на еще несуществующие автомобили. С пуском конвейера автозавода каждый вкладчик должен был получить машину в порядке очереди. На эту приманку откликнулись 336 тысяч вкладчиков, которые до конца 1944 года внесли 270 миллионов марок.
Нацисты обманывали население. Руководство Третьего рейха готовило масштабную войну, собираясь захватывать все новые земли и страны. Уже в 1939 году еще не достроенный завод был оперативно перепрофилирован на военную продукцию – легкие армейские машины на шасси «Фольксвагена». Доктор Порше хорошо знал, что создает изделие двойного назначения. Несмотря на официальное гражданское, «общенародное» предназначение легкового «Фольксвагена», с самого начала в этот проект закладывалась возможность создания на унифицированных агрегатах легких военных машин с упрощенными кузовами, которые в Германии звали «кюбельвагенами».
Главные технические особенности «Фольксвагена» в 30-е годы справедливо признавали революционными. Оппозитный 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения (985 см3, 23,5 л.с.) располагался сзади. Он был скомпонован в один агрегат с 4-ступенчатой коробкой передач и главной передачей. Это позволило получить плоское несущее штампованное основание с гладким днищем вместо традиционной лонжеронной рамы. Подвеску всех колес выполнили в немецких традициях независимой, но в отличие от больших легковых и внедорожных машин, она получилась простой, легкой и компактной. Спереди установили рычажно-торсионную подвеску с длинными торсионами в виде пакета стальных листов. Они располагались в двух трубах, верхней и нижней, установленных поперек кузова. Поворотные кулаки навешивались на шкворневые узлы, соединенные с торсионами парой небольших продольных рычагов каждый. Один рычаг с верхним, другой – с нижним торсионом. Заднюю подвеску выполнили рычажно-пружинной.
На унифицированной платформе можно было построить практически любой автомобиль, что впоследствии было реализовано. В послевоенные годы на шасси «Жука» выпускали популярные микроавтобусы, фургоны, грузовички, седаны, универсалы, купе, кабриолеты и родстеры. А перед войной та же платформа использовалась для «кюбельвагенов» и амфибий.
В 1936-1939 годах в Штутгарте, в личном конструкторском бюро Фердинанда Порше (Dr.-Ing. F. Porsche GmbH) было разработано несколько прототипов «кюбельвагенов». Предсерийный вариант носил индекс «Тип 62». По результатам его испытаний были найдены оптимальные параметры настройки ходовой части автомобиля повышенной проходимости без полного привода. Например, для повышения дорожного просвета решили использовать не шины увеличенного диаметра, а бортовые редукторы задних колес. Чтобы улучшить проходимость, была введена блокировка дифференциала.
В результате зимой 1940 года родился модернизированный вариант «Фольксваген» «Тип-82» (VW 82), которому было суждено прославиться в военной и автомобильной истории. Первые образцы прошли испытания летом 1940 года. Серийный выпуск автомобилей развернулся в ноябре, а 20 декабря с конвейера сошла уже 5-тысячная машина. 1 ноября 1941 года генерал-майор фон Шелл доложил Гитлеру об успешном завершении программы замены «кюбельвагенов» старых типов на новые «Фольксвагены».
Несмотря на использование 16-дюймовых шин на стандартных дисках легкового «Фольксвагена», дорожный просвет под гладким днищем машины без груза возрос до 290 мм, с полной нагрузкой - 275 мм. Это сочеталось с очень маленьким собственным весом автомобиля – всего 450 кг. Для упрощения использовали даже барабанные тормоза с устаревшим в те годы, зато надежным механическим приводом.
Разработкой предельно простого открытого цельнометаллического кузова занимался стилист Эрвин Коменда (Еrwinт Komenda). Кузова собирала известная берлинская фирма «Амби-Бадд», и затем их отправляли по железной дороге в Вольфсбург. Кузов без подножек отличался плоскими боковинами с продольными усилительными выштамповками, четырьмя дверями, плоским и пологим клиновидным передком с углублением для укладки запасного колеса и плоской короткой задней частью с крышкой капота. Полукруглые штампованные передние и задние крылья выполнены каждое отдельно. Рамка лобового стекла откидывалась вперед, двери оснащали съемными рамками со стеклами. Топливный бак вместимостью 40 л помешался в переднем багажнике. Запасные канистры с бензином или водой можно было установить над моторным отсеком или на специальных наружных кронштейнах, шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова.
Для Африканского корпуса генерал-фельдмаршала Роммеля «кюбельвагены» снабжались широкими низкопрофильными шинами, дополнительными фильтрами и защитой электрооборудования от песка.
С марта 1943 года выпускался модернизированный вариант с форсированным двигателем увеличенного рабочего объема 1131 см3, 25 л.с. Диаметр цилиндра увеличили с 70 до 75 мм, оставив ход поршня 64 мм. Никаких других изменений в конструкцию и параметры базовой машины не вносили. С 1942 года также выпускался плавающий «кюбельваген» «Тип166» с оригинальным кузовом. В годы войны строилось немало опытных машин специального назначения, но большинство из них в серию не пошло. Основными модификациями стали: базовый 4-местный вариант Kfz 1, машина с радиостанцией Kfz.2, разведывательный автомобиль Kfz.3 и полевая мастерская Kfz.2/40, отличавшиеся друг от друга компоновкой салона и комплектацией. До апреля 1945 года собрано 50 435 машин «Тип 82».
Бомбардировками союзников завод «Фольксваген» был разрушен на 60%, но британское оккупационное командование решило немедленно наладить там серийный выпуск легковых автомобилей. С июня 1945 года там возобновилось производство «кюбельвагенов». Через три года, в 1948-м в Вольфсбурге был освоен серийный выпуск почти не изменившейся за время войны легковой машины «Фольксваген Жук». Из цехов достроенного автогиганта «Фольксваген» по всему миру разбежались миллионы «народных» автомобилей.
Техническая характеристика
Число мест | 4 |
Габаритные размеры | 3740х1600х1650 мм |
Колесная база | 2400 мм |
Дорожный просвет | 290 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, оппозитный, воздушного охлаждения |
Рабочий объем | 1131 см3 |
Мощность | 25 л.с. |
Масса снаряженная/полная | 750/1160 кг |
Максимальная скорость | 84 км/ч |
Расход топлива | 8-9 л/100 км |