Волга ГАЗ-21Т такси
В апреле 1962 года ГАЗ провел модернизацию внешнего вида (рестайлинг) базовой модели «Волги» и, соответственно, ее модификации, предназначенной для такси. Машины-такси, выпущенные до середины 1963 года, как и прежние, отличались от базовой «Волги» только приборной панелью «под счетчик», отсутствием приемника и штатной антенны. Правда, на них уже устанавливали новую модель счетчика Т-9Д уменьшенных размеров, производившуюся в Эстонии.
В связи с многочисленными жалобами пассажиров на невозможность перевозки в багажнике обычного такси крупных бытовых предметов, руководство автотранспортных предприятий и региональных управлений таксомоторными перевозками обратилось на ГАЗ с просьбой изменить компоновку салона автомобилей-такси - предоставить пассажирам возможность перевозить багаж рядом с водителем на месте переднего пассажирского сиденья, как это было сделано на многих иностранных таксомоторах. В результате, в 1963 году вместо штатного цельного переднего дивана на «Волгу»-такси начали устанавливать раздельное сиденье - кресло водителя и складное правое сиденье (страпонтен) для переднего пассажира, которое легко сворачивалось, освобождая грузовую площадку. Окончательный вариант такси получил индекс ГАЗ-21Т (или с 1965 года часть машин ГАЗ-21ТС).
В период 1966-1970 годов «Волга» ГАЗ-21 была основной моделью легкового автомобиля-такси в большинстве городов РСФСР и союзных республик (в некоторых республиках и областях в такси служили также «Москвичи»). Единого стандарта окраски такси в этот период не существовало - в парках работали «Волги» различных, в основном светлых цветов. Но опознавательные знаки в виде двух полос шашек с буквой «Т» на дверях, шашек на капоте и багажнике применялись уже повсеместно.
В годы, когда в такси работали "Волги" ГАЗ-21, активно внедрялись системы оперативной радиотелефонной связи межу автомобилем, работающим на линии, и диспетчерами. В московских и ленинградских парках появились радиофицированные машины. В ремонтных зонах парков 21-е "Волги" оснащали системой мобильной радиотелефонной связи с диспетчерской. У них на переднем правом крыле устанавливалась оригинальная длинная антенна, а под счетчиком на тоннеле пола находилась радиостанция.
В 60-е годы в связи с резким увеличением количества таксопарков и линейных такси был освоен массовый капитальный ремонт выработавших ресурс таксомоторов с полной разборкой автомобиля и частичным изготовлением ряда кузовных элементов на специальных ремонтных заводах по их собственной технической документации. Так, в Москве этим занимался завод ВАРЗ (Второй авторемонтный завод), находившийся в Замоскворечье. Он снабжал отреставрированными таксомоторами ряд регионов Европейской части СССР. На ВАРЗе машины получали новые серийные идентификационные номера и заводские таблички, система которых отличалась от принятой на ГАЗе.
ВАРЗ начал применять на прошедших ремонт такси двухцветную окраску, а к концу 60-х создал свой стандарт цветоделения со светлым кузовом и красно-оранжевой крышей. Поэтому машины, прошедшие ремонт, водители и пассажиры звали «красными шапочками». В 1968 году по постановлению Моссовета красные крыши стали внедрять и на новых машинах-такси, поступавших с ГАЗа. В Музее представлен автомобиль 1969 года выпуска, подвергшийся капитальному ремонту на ВАРЗе в 1974 году.
Такси «Волга» ГАЗ-21 работали в парках до 21 июня 1975 года. Начиная с июля 1970-го, их в нарастающих количествах вытесняли таксомоторы новой модели «Волга» ГАЗ-24-01.
Техническая характеристика
Число мест | 5 |
Габаритные размеры |
4770х1885х1620 мм |
База | 2700 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный ЗМЗ-21А |
Рабочий объем | 2445 см3 |
Мощность | 70 л.с. при 4000 об/мин |
Масса в снаряженная | 1460 кг |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Расход топлива | 11-13 л/100 км |