Volvo HBT
Днем рождения компании «Вольво» считается 14 апреля 1927 г., когда с конвейера завода в Гётеборге сошел первый легковой автомобиль, получивший марку «Вольво» – от латинского глагола volvere катиться, вращаться.
В феврале 1928 г. началось изготовление 1,5-тонного грузовика с 28-сильным мотором, на который в том же году фирма получила первый заказ от шведской армии. Между тем пацифистская политика Швеции не способствовала нагнетанию милитаризма в стране, и потому компания «Вольво» долгое время не помышляла об изготовлении военной автотехники.
Начало Второй мировой войны практически не повлияло на деятельность «Вольво», продолжавшей выпускать гражданские легковые и грузовые автомобили. Этому способствовал объявленный в феврале 1940 г. нейтралитет Швеции. Тем не менее в том же году на «Вольво» под руководством инженера Нильса Магнуса Хартелиуса (Nils Magnus Hartelius) начались разработки военных машин, которые носили лишь подготовительный характер, поэтому до конца войны фирме так и не потребовалось организовывать их серийное производство. Вся военная техника «Вольво», собиравшаяся в единичных образцах или небольшими партиями на заводе в Хизингене только для шведских вооруженных сил, представляет определенный технический интерес.
Первым направлением работ было создание военных полноприводных вариантов стандартных грузовиков, которые выпускали с 1941 г. Эту гамму составили 3-тонные капотные машины TLV131, TLV140, TLV141 и TLV142 (4x4) с бензиновыми моторами мощностью 90~105 л.с, выпущенные до 1949 г. в количестве около 1000 единиц. Спецификой шведской армии стали передвижные штабные пункты TRM8, смонтированные на 90-сильном шасси LV81DS (4x2) с автобусным кузовом вагонного типа фирмы «Хэгглундс» (Hagglunds).
Наибольший интерес представляют опытные разработки «Вольво» периода Второй мировой. В 1940-41 гг. фирма изготовила 148 частично бронированных капотных артиллерийских тягачей TVB (6x4) с двухрядной 8-местной кабиной, 6-цилиндровым мотором (7,6 л, 128 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач и балансир-ной подвеской задних колес. Они получили оригинальную бортовую трансмиссию австрийского инженера Холлоса (Hollos), которая использовалась французской фирмой «Лаффли» (Laffly).
Развитием этой конструкции в 1942 г. стал бескапотный артиллерийский тягач TVC (6х6) с двойной кабиной, созданный на этот раз по лицензии фирмы «Шкода» (Skoda). Мощность прежнего двигателя возросла до 135 л.с, а каждое переднее колесо получило собственный карданный привод от раздаточной коробки. За два года собрали 168 таких машин плюс несколько образцов TVC2 и TVC3 со 180-сильным мотором, 4- или 5-ступен-чатой коробкой, способных буксировать орудия полной массой до 50 т. В 1944-46 гг. по образцу немецких машин «Демаг» (Demag) выпускался 2-тонный полугусеничный тягач НВТ с 90-сильным двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач и торсионной подвеской катков, развивавший тяговое усилие 5 тс В 1939 г. на «Вольво» наладили также изготовление бронеавтомобиля «Линкс» (Lynx) 4x4, разработанного фирмой «Ландсверк».
Техническая характеристика
Число мест | 9 |
Грузоподъемность | 2 т |
Тяговое усилие | 5 т |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный |
Рабочий объем | 4.4 литра |
Мощность | 90 л.с. |
Снаряженная масса | 4755 кг |
Полная масса | 6780 кг |
Максимальная скорость | 40 км/ч |