Вятка МГ-150П

В середине 1950-х годов на советских заводах, ранее производивших стрелковое оружие, началось освоение массового производства ряда народнохозяйственных товаров. Среди них была и новинка советского потребительского рынка – мотороллеры класса 150 см3, разработку которых начали конструкторы Вятско-Полянского машиностроительного завода (ВПМЗ) совместно со специалистами ЦКБ мотоциклостроения Серпуховского завода. Отсутствие опыта и сжатые сроки выпуска опытных образцов привели к тому, что разработку начали не с нуля. Прототипом для советского мотороллера послужил культовая итальянская «Vespa» 150GS.

Вятка МГ-150 архив 

Так же, освоение производства мотороллеров было усложнено отсутствием подходящего оборудования. В связи с чем, в первый год выпуска крупногабаритные штампованные детали несущего корпуса Вятки изготавливал «Южмаш» – предприятие, выпускающее ракетно-космическую технику и другую высокоточную продукцию (г. Днепр, Украина).

Первые серийные мотороллеры ВП-150 «Вятка», оснащенные двигателями мощностью 4,5 л.с., сошли с конвейера ВПМЗ в 1957 году. Удобное, практичное, дешевое (стоимость «Вятки» в начале 1960-х годов составляла 350 рублей против 465 рублей за ковровский 175-кубовый «Восход» или 350 рублей за минский 125-кубовый мотоцикл М-10) транспортное средство быстро нашло своего покупателя. А неприхотливость Вятки к используемому топливу – применялся как низкосортный бензин – А-66, так и А-72 – простота ее эксплуатации расширили круг поклонников мотороллеров. Как любой другой мотороллер «Вятка» имел ряд преимуществ перед мотоциклами. Так, после поездок обувь и брюки мотоциклиста оставались чистыми, конструкция машины позволяла свободно ездить на ней женщинам, удобным было переключение передач вращающейся левой ручкой на руле, так же удобной была замена поврежденной камеры в шине (без разбортовки покрышки). Среди минусов «Вятки» был слабый свет фары и не всегда надежно работающий кикстартер. Чего нельзя сказать о тормозах! Тормозной путь у «Вятки» при скорости 30 км/ч до полной остановки составлял 6,1 метра, в то время как минскому мотоциклу требовалась – 6,25 м, а ковровскому – 7,2 м).

Осенью 1959 года, после модернизации, увеличения мощностных и скоростных показателей, расширения модификационного ряда, различные варианты «Вятки» были представлены широкой общественности на выставке «Мотоциклы и мотороллеры», проходившей в Московском Политехническом музее. Так. Наряду с базовым роллером ВП-150 можно было увидеть:

Вятка МГ-150Е

мототакси ВП-150ТГ с пассажирским сиденьем и двумя управляемыми колесами, расположенными впереди;

Вятка МГ-150Ц Вятка МГ-150 архив (2)

цистерну МГ-150Ц для транспортировки 300 литров жидкостей (воды, керосина, автотракторных масел), в полевых условиях могла применяться в качестве заправщика сельхозмашин;

Вятка МГ-150П(2) Вятка МГ-150П

грузовой мотороллер МГ-150П с бортовой платформой и задним откидным бортом;

Вятка МГ-150С

самосвал МГ-150С, оснащенный металлическим штампованным кузовом, опрокидывавшимся, назад, предназначавшийся для перевозки до 250 кг сыпучих;

 Вятка МГ-150Т Вятка МГ-150 архив (3)

модель туристского типа МГ-150 Т — «Турист», оснащалась открытым кузовом и 2-3 местным пассажирским сидением, и предназначался для осмотра достопримечательных мест, а также использовался на курортах, в домах отдыха, так же в качестве такси в южных городах.

 

В середине 1960-х годов конструкторы серпуховского завода завершили разработку нового перспективного мотороллера В-150М, первая партия которых была произведена уже в декабре 1965 года. На протяжении следующего года завод производил параллельно обе модели ВП-150 и В-150М. В конце 1966 года выпуск «Вятки» ВП-150 был завершен, если не брать в расчет единичных мотороллеров, собранных  из имевшихся машинокомплектов в начале 1967 года.

Итак, история Вятки ВП-150 исчисляется 10 годами производства, с 1957 по 1967, и 290 467 единицами выпущенных мотороллеров.

В музее представлен мотороллер "Вятка" МГ-150П.

Вятка МГ-150 музей

Техническая характеристика

Число мест 1
Грузоподъемность 250 кг
Габаритные размеры 2250х1300х1010 мм
Колесная база и колея 1650х1155 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный с возвратной продувкой
Рабочий объем 148 см3
Мощность 5,5 л.с. при 4000-4500 об/мин
Масса 285 кг
Максимальная скорость 35 км/ч
Расход топлива 5 л/100км