ЯГ-6 автоцистерна

 

Эта пожарная цистерна - уникальный экспонат, гордость Музея. До наших дней сохранились считанные единицы грузовых автомобилей, которые до Великой Отечественной войны выпускал Ярославский автозавод. Пожарный ЯГ-6 стал первым ярославским грузовиком, выставленным в экспозиции автомобильного музея.

Автозавод в Ярославле основал в 1915 году известный российский промышленник, летчик и спортсмен Владимир Александрович Лебедев. Тогда, в годы Первой мировой войны, правительство Российской империи впервые задумалось о необходимости развития отечественного автомобилестроения. Достроить предприятие до Великой Октябрьской социалистической революции не удалось. Советской власти достались пустые заводские цеха, в которых, правда, уже в начале 20-х годов удалось освоить ремонт автомобильной техники. В 1925 году завод выпустил первый грузовик Я-3 грузоподъемностью 3 тонны с двигателем московского завода АМО.

  ЯГ-6 (4)

В 20-30-е годы ярославские грузовики считались самыми тяжелыми автомобилями в СССР. Базовая двухосная модель много раз модернизировалась и перерабатывалась.  Конструкторское бюро завода проектировало  трехосные и даже четырехосные  машины, завод строил самосвалы, шасси для автобусов и специальной техники.  В 1936 году было освоено промышленное производство троллейбусов  и даже был создан отечественный двухэтажный троллейбус. Военные модификации ярославских машин получили высокую оценку у командования Красной армии. Тем не менее, завод сталкивался с серьезными проблемами. Например, в стране не выпускалось двигателей достаточной мощности, соответствующих реальной грузоподъемности ярославских шасси. На рубеже 20-30-х годов проблему решали поставки иностранных моторов - американских Hercules и немецких Mercedes. После сворачивания НЭПа,  импорт резко сократился.  Двигателей Hercules хватало только на немногочисленные трехосные машины. Базовые 5-тонные двухосные грузовики пришлось оснащать 73-сильными двигателями ЗИС-5. Резервов крутящего момента этого шестицилиндрового мотора хватало, чтобы «везти на себе» машину грузоподъемностью 5 тонн, но максимальная скорость падала до 40 км/ч, и резко возрастал расход топлива. Машины не оснащались механизмами передних тормозов, руль без усилителя у груженой пятитонки мог вращать только физически сильный шофер. На заводе отсутствовало современное оборудование для кузовного производства, поэтому кабины строили деревянные угловатой формы, а крылья простейшим способом гнули из листа стального проката. Окрашивали машины кистью, масляной краской. Тем не менее, во второй половине 30-х годов завод стабильно выпускал примерно 2700 автомобилей в год. С 1936 года базовая модель называлась ЯГ-6. Эти грузовики неплохо подходили в качестве шасси для поливальных и пожарных автоцистерн.

ЯГ-6 (2)    ЯГ-6 (1)

В 30-е годы в стране действовало два завода по производству пожарной техники - Миусский завод в Москве и завод «Промет» в Ленинграде. Последний входил в объединение «Тремасс», трест массового производства. Пожарные машины на ярославских шасси строили только в Ленинграде. Помимо «Промета», в создании таких машин участвовал ЛТОГ - Ленинградский трест очистки города, ведавший коммунальным хозяйством.

Небольшие объемы выпуска позволяли строить пожарные машины в различных исполнениях - «линейки», автонасосы, машины с двойной открытой кабиной, комбинированные варианты. Но самым востребованным типом пожарных автомобилей ЯГ все же стали автоцистерны. Именно на ярославском шасси можно было привезти к месту пожара максимальное количество воды, что было жизненно необходимо в районах, удаленных от водопроводной сети и водоемов. Для пожарных и поливальных машин ЯГ в Ленинграде изготавливали одинаковые водобаки. Они отличались типичной для цистерн 30-50-х годов формой усеченного эллипса. Автоцистерна оснащалась центробежным насосом, установленным сзади.

В период блокады Ленинграда городским пожарным командам пришлось в тяжелейших условиях бороться с очагами возгорания, вызванными постоянными бомбардировками города. Часто пожарным командами приходилось спасать уникальные памятники архитектуры. В ночь с 11 на 12 сентября 1941 года подвергся бомбежке торговый порт. Его буквально засыпали бомбами. Около 10 тысяч зажигательных и фугасных бомб немцы сбросили на его территорию. Пожар принял колоссальные размеры. Казалось, обуздать стихию никому не под силу. Невзирая на бомбежки и пулеметный огонь, ленинградцы в течение ночи побороли огненную стихию, предотвратив распространение пожара.  Только за три первых месяца блокады произошло 11 тысяч пожаров. Но ни один пожар не превратился в неуправляемую стихию, уничтожавшую целые кварталы города. За самые сложные первые 4 месяца добровольные пожарные формирования ликвидировали 86,2% всех пожаров и загораний. И так продолжалось все 900 дней и ночей блокады. К сожалению, невозможно установить, сколько человеческих жизней было спасено в дни суровой блокады ленинградскими пожарными, определить даже приблизительную стоимость отвоеванных ими от огня жилых домов, промышленных предприятий, памятников культуры и искусства.

При неработающем городском водопроводе незаменимую роль сыграли вместимость и грузоподъемность автоцистерн на шасси ЯГ-6. Лютой ленинградской зимой пожарных выручала система подогрева воды в цистерне выхлопными газами автомобиля. Выставленная в Музее машина - живой памятник подвигу 9716 человек личного состава Ленинградского гарнизона пожарной охраны, и двум тысячам погибшим за годы блокады пожарным.

А поливальные пожарные автомобили "ЯГ" в конце войны вошли в историю, когда 17 июля 1944 года со стадиона «Динамо» и Московского Ипподрома по Садовому кольцу и другим улицам Москвы до станции «Канатчиково» Московской Окружной железной дороги в присутствии сотен тысяч москвичей войска НКВД прогнали 57 тысяч пленных немецких солдат и офицеров. Позади поверженных захватчиков и оккупантов ехали поливальные машины, символически отмывавшие асфальт после их сапог. Это были автоцистерны на базе грузовиков Ярославского автозавода.  

 

Выпуск ЯГ-6 продолжался до 1943 года. После войны завод выпускал семейства грузовиков, получивших, наконец, мощные дизели. Двухосные машины ЯАЗ-200 послужили основой грузовиков МАЗ, а трехосные ЯАЗ-210 и ЯАЗ-219 стали родоначальниками семейства КРАЗов. С 1959 года Ярославский завод выпускает лучшие в истории отечественного автомобилестроения дизели серий ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, одинаково пригодные для грузовиков, тракторов, строительной, военной, судовой и железнодорожной техники.

Техническая характеристика

Расчет 2 человека
Габаритные размеры 6060х2460х3100 мм
Колесная база 4200 мм
Дорожный просвет 300 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный шестицилиндровый, нижнеклапанный ЗИС-5
Рабочий объем 5555 см3
Мощность 73 л.с.
Объем цистерны 5000 л
Масса в боевой готовности 8500 кг
Максимальная скорость 40 км/ч
Расход топлива 40 л/100 км