Запорожец ЗАЗ-965АЭ
Малолитражный автомобиль разработан во второй половине 50-х годов в рамках программы создания семейства малогабаритных транспортных средств различного назначения. Рассмотрев несколько проектов маленьких автомобилей, предложенных различными конструкторами, руководство Министерства автомобильной промышленности и института НАМИ поручило проектирование окончательного варианта микролитражного автомобиля общего пользования Московскому заводу малолитражных автомобилей МЗМА. Испытав практически все европейские малолитражные автомобили, в качестве основного аналога Минавтопром и НАМИ выбрали итальянский ФИАТ-600. Это было полностью оправданное решение, так как данная модель отличалась хорошо продуманным с позиции массового производства, крепким и дешевым кузовом, рациональной компоновкой салона и силового агрегата.
Но в процессе разработки нового автомобиля с индексом «Москвич-444», конструкторы МЗМА по своей инициативе изменили дизайн кузова, придав ему много черт индивидуальности. При этом оставили от ФИАТа такой важный параметр как характер членения несущих деталей кузова - это требовалось, чтобы повторить заведомо удачную «фиатовскую» технологию штамповки и сварки деталей кузова.
На позднем этапе работ над малогабаритным «Москвичом» итальянскую переднюю подвеску на плавающей поперечной рессоре заменили мостом с верхними и нижними поперечными торсионами по образцу немецкого автомобиля «Фольксваген-Жук». По инициативе НАМИ было предложено не копировать рядный итальянский мотор жидкостного охлаждения, а самостоятельно разработать двигатель воздушного охлаждения. Опробовав несколько вариантов, специалисты НАМИ выбрали 4-цилиндровый V-образный двигатель с всасывающим вентилятором и противовесом внутри полого распределительного вала. Проблему отопления салона при отсутствии охлаждающей жидкости решили за счет установки автономного отопителя, оснащенного системой предпускового подогрева двигателя. Задняя независимая подвеска осталась от ФИАТа.
В целом получилась отечественная модель, по всем параметрам соответствовавшая уровню европейского автомобилестроения своего времени. Малогабаритные автомобили с задним расположением двигателя на рубеже 50-60-х годов в огромных количествах выпускали фирмы Западной Германии, Франции, Италии, Англии, Чехословакии.
Но построенная в 30-е годы тесная территория МЗМА не позволяла освоить малогабаритную машину параллельно с производством основной модели завода - автомобиля классической компоновки «Москвич-407». В ходе поиска другого завода выбор пал на завод сельскохозяйственного машиностроения «Коммунар» в Запорожье. Таким образом, автомобиль, на 100% разработанный московскими конструкторами, пошел в серию на Украине под новой маркой «Запорожец» ЗАЗ-965. Правительство и плановые органы не придавали особого значения, в какой из союзных республик осваивать выпуск нового автомобиля - все республики считались равноправными частями единого Советского Союза. Кроме того, в период освоения выпуска первого «Запорожца» пост Главного конструктора ЗАЗа занимал горьковчанин Ю.Н.Сорочкин, в прошлом участник разработки ГАЗ-М1 и «Победы».
Первые ЗАЗ-965 сошли с конвейера в октябре 1960 года. Отработка технологических процессов на новом автозаводе привела к тому, что в конструкцию базовой модели автомобиля постоянно вносились изменения и доработки, поэтому «Запорожцы» разных лет и даже месяцев выпуска заметно отличаются друг от друга мелкими второстепенными деталями. Самой радикальной модернизацией ЗАЗ-965 считается последовавшее в 1963 году увеличение рабочего объема двигателя с 746 до 887 см3. Это повлекло за собой увеличение сечения каналов охлаждения моторного отсека, а, значит, ряд изменений кузова. Чтобы немного увеличить передний багажный отсек, в конце 1966 года завод произвел небольшой рестайлинг - изменение дизайна передней панели.
На базе «Запорожца» завод на главном конвейере освоил несколько модификаций автомобилей для инвалидов с ручным управлением сцеплением, тормозом и газом в различных комбинациях.
Параллельно с выпуском ЗАЗ-965 запорожские конструкторы по своей инициативе разработали автомобиль увеличенных габаритов ЗАЗ-966, который удалось поставить на конвейер в новогодние праздники 1966-1967 годов. Завод мог выпускать параллельно обе модели «Запорожца», тем более, что по технически характеристикам и потребительским качествам они относились к различным группам того класса автомобилей, который в СССР было принято называть особо малым. Разница в цене исключала конкуренцию между ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966. Тем не менее, партийное руководство Украины вынудило завод в мае 1969 года снять с производства ЗАЗ-965 ради увеличения объемов выпуска более дорогого, а, значит, приносившего более высокую прибыль ЗАЗ-966. Даже в 80-х годах еще звучали голоса автолюбителей, решительно осуждавших отказ от выпуска ЗАЗ-965.
Всего было выпущено 322 106 автомобилей семейства ЗАЗ-965. Большое количество этих машин оставалось на ходу до конца 80-х. Сегодня «Запорожец» первого поколения остается довольно распространенным ретро-автомобилем.
В Музее представлен ЗАЗ-965АЭ1966 года выпуска, сохранившийся в оригинальной комплектации.
ЗАЗ-965 и 965А – автомобили стандартной модификации. 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
Техническая характеристика
Число мест | 4 |
Габариты | 3330х1395х1450 мм |
База | 2023 мм |
Двигатель |
бензиновый карбюраторный, четырехцилиндровый, V-образный воздушного охлаждения МеМЗ-966 |
Рабочий объем | 887см3 |
Мощность | 27 л.с. при 4000 об/мин |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Снаряженная масса | 665 кг |
Расход топлива | 5.5 л/100 км |