Запорожец ЗАЗ-966

«Запорожец» второго поколения был очень популярным легковым автомобилем в Советском Союзе с конца 60-х годов. Серия из двух базовых моделей - ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 - из-за характерной формы боковых воздухозаборных труб вошла в историю под «народным» названием «ушастый Запорожец». 

В конце 1960 года Запорожский автомобильный завод «Коммунар», недавно перепрофилированный из завода сельскохозяйственного машиностроения, выпустил первые серийные автомобили «Запорожец» первого поколения ЗАЗ-965. Эта модель была разработана не в Запорожье, а в Москве: кузов на МЗМА, двигатель - в НАМИ. Весь 1961 год ушел на освоение и наладку конвейерного выпуска этих машин. Тем временем, в Конструкторском бюро начались работы над новой моделью, первой оригинальной разработкой ЗАЗа. Главным конструктором завода в то время был опытный инженер с ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин, участвовавший в создании ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 и других прославленных горьковских моделей. Он и дал молодому коллективу «карт-бланш» на разработку перспективного семейства автомобилей.

Интересно, что по Техническому заданию планировалась не одиночная модель, а целая серия автомобилей различного назначения, которые унаследовали от ЗАЗ-965 компоновку с задним расположением двигателя, независимую подвеску всех колес: на паре поперечных торсионов спереди и рычажно-пружинную сзади. В семейство входили три  модификации:

«Запорожец» ЗАЗ-966 - легковой автомобиль с двухдверным кузовом классической трехъобъемной формы, но увеличенных по сравнению с ЗАЗ-965 габаритов и размеров салона.

ЗАЗ-970 - грузовой или грузопассажирский автомобиль вагонной компоновки с увеличенным дорожным просветом, кузовами типа фургон, пикап и универсал.

ЗАЗ-971 - автомобиль вагонной компоновки с упрощенным открытым кузовом для села и армии.

За внешний облик кузовов отвечал художник-конструктор Виктор Данилов. В 60-е годы автомобиль, внешне похожий на ЗАЗ-966 с двухдверным кузовом близкой размерности выпускала немецкая автомобилестроительная фирма NSU. Это породило устойчивый миф, будто «ушастый Запорожец» якобы «был скопирован» с NSU Prinz. В 2000-х годах историк советского автомобилестроения Сергей Канунников провел расследование этой легенды, опросил ветеранов ЗАЗа и в результате полностью опроверг данную «версию».

Во-первых, первые макетные образцы будущего ЗАЗ-966 были построены в 1961 году еще до официального дебюта NSU Prinz IV. Во-вторых, образцы автомобилей NSU не закупались ни ЗАЗом, ни НАМИ и не испытывались в СССР в качестве «аналогов» каких-либо перспективных моделей. В-третьих, в производстве кузова легкового автомобиля играют важную роль членение панелей и усилителей, технология штамповки всех деталей по отдельности и сварки всего кузова целиком. Например, при разработке кузова ЗАЗ-965 конструкторы МЗМА сознательно повторяли членение деталей, технологию штамповки и сварки кузова итальянской малолитражки FIAT-600, но при этом произвели рестайлинг, частично изменив внешний дизайн. Форма и характер членения деталей кузова, а также технология производства у автомобилей ЗАЗ-966 и NSU Prinz IV не имеют ничего общего. У этих машин абсолютно разная геометрия окон, дверных проемов, нижней части кузова, крышек капота и багажника, задней панели.

И все-таки внешнее сходство автомобилей «Запорожец» и NSU имеет объяснение. В начале 60-х годов большой интерес у автомобильных инженеров всего мира вызвал американский автомобиль Chevrolet Corvair  с задним расположением двигателя. Образец такой машины проходил испытания в СССР в НАМИ. И ЗАЗ и  NSU ориентировались на стиль дизайна данного автомобиля, но надо и здесь сделать две оговорки. Во-первых, Corvair - машина намного более высокого класса, по габаритам она близка к «Волге», и оснащена 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2,5 литра. Во-вторых, если инженеры NSU действительно старались создать уменьшенный до популярных в Европе габаритов Corvair, то на ЗАЗе стремились придать своей будущей модели максимум черт индивидуальности, повторив только общий стиль. Нижнее ребро жесткости боковины, те самые «уши» забора воздуха, декоративная решетка спереди сделали ЗАЗ-966 неповторимым, а, к примеру, круглые задние фонари «вписывались» в одно из течений автомобильного дизайна 60-х.

Окончательный вариант ЗАЗ-966 сформировался не сразу. Первые опытные образцы отличались формой остекления, на них устанавливали боковые стекла и уменьшенные фары от ЗАЗ-965, существовали альтернативные проекты формы переднего багажника и задней части. Позднее велись поиски пропорций кузова. Свой будущий серийный облик кузов ЗАЗ-966 обрел примерно в 1965 году.

Официально серийный выпуск ЗАЗ-966В начался 31 декабря 1966 года. Весной 1967 года «новые Запорожцы» уже продавались в московском автомобильном магазине в Южном порту. Но, к примеру, в июне того же года звучали заявления в печати, что объемы выпуска и поставок «новых Запорожцев» значительно ниже запланированных. Завод только отрабатывал технологию производства новой модели, а основную массу выпускаемых «Запорожцев» до мая 1969 года составляли привычные «горбатые» ЗАЗ-965.

Изначально для «Запорожца» второго поколения предназначался двигатель мощностью 27 л.с., с увеличенным с 746 до 887 см3 рабочим объемом. Он получил индекс МеМЗ-966, и был внедрен на ЗАЗ-965 уже в 1963 году. Испытания показали, что если для «горбатого» такой мотор подходит идеально, то для более крупного по размеру «ушастого», снаряженная масса которого увеличилась на 120 кг, 27 л.с. все же мало. Еще до начала серийного выпуска ЗАЗ-966 был разработан новый V-образный двигатель воздушного охлаждения объемом 1198 см3 мощностью 40 л.с. МеМЗ-968. Параллельно проводились эксперименты по установке на ЗАЗ-966 рядного двигателя жидкостного охлаждения от «Москвича-408». Первые выпуски «нового Запорожца» оснащали все-таки тем самым 27-сильным двигателем. Мелитопольский моторный завод сумел изготовить первую партию 40-сильных двигателей только в 1968 году, еще год ушел на освоение их массового производства. Машине с мотором 40 л.с. присвоили индекс базовой модели ЗАЗ-966, а «компромиссному» 27-сильному варианту - индекс модификации ЗАЗ-966В. Таким образом, ЗАЗ-966В появился в серийном производстве и получил распространение значительно раньше, чем ЗАЗ-966.

У ЗАЗ-966, как и у ЗАЗ-965 было несколько модификаций для инвалидов, причем конструкция всех специальных рычагов инвалидного управления не изменилась по сравнению с прежней моделью. На протяжении всех лет выпуска ЗАЗ дорабатывал технологию производства «нового Запорожца» и заменял некоторые комплектующие, поэтому у ЗАЗ-966 было очень много «модернизированных» и «переходных» вариантов, отличавшихся небольшими второстепенными деталями. В 1971 году был официально представлен автомобиль ЗАЗ-968, представлявший собой тот же ЗАЗ-966 с очередным набором незначительных изменений. В 1972-1973 годах завод выпускал переходные «Запорожцы», представлявшие собой различные комбинации из деталей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. С января 1973 года все автомобили стали обозначать индексом ЗАЗ-968, а на следующий 1974 год у «Запорожца» провели рестайлинг передней части, заменив декоративную решетку стреловидным молдингом.

«Запорожцы» ЗАЗ-966 снимались в качестве игровых автомобилей в кинокартинах разных десятилетий: «Укрощение огня», «Здравствуйте, доктор!», «Мимино», «Прямая трансляция», «Воспитание жестокости у женщин и собак».

Всего изготовлено около 270 тысяч «Запорожцев» с индексом ЗАЗ-966. Сохранившиеся автомобили до сих пор - не редкость. В Музее представлен «Запорожец» ЗАЗ-966 1971 года выпуска с 40-сильным двигателем.

 Техническая характеристика 

Число мест  4
Габаритные размеры   3724х1532х1368 мм
Колесная база   2160 мм
Двигатель бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения МеМЗ-968
Рабочий объем  1197 см3
Мощность  40 л.с. при 4400 об/мин
Снаряженная масса  720 кг
Максимальная скорость  140 км/ч
Расход топлива при скорости 80 км/ч  6.2 л/100 км