Запорожец ЗАЗ-968М
С начала 70-х годов Главный конструктор Запорожского автозавода Владимир Петрович Стешенко возглавлял работы по проектированию принципиально нового легкового автомобиля с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя с жидкостным охлаждением. Однако, недальновидная политика тогдашнего министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова сдерживала темпы этой разработки и откладывала освоение ЗАЗа нового поколения на неопределенный срок.
Тем временем, с конвейера сходили традиционные «Запорожцы». С 1974 года их выпускали в двух базовых исполнениях. Индекс базовой модели ЗАЗ-968 носил «бюджетный» вариант со стальным корпусом приборной панели, одноконтурной системой тормозов, оставшимися от прежней модели ЗАЗ-966 передними сиденьями. Более дорогой автомобиль в исполнении «люкс» носил индекс ЗАЗ-968А. Его оснащали полностью новой «безопасной» приборной панелью с мягкой обшивкой, адаптированными к салону «Запорожца» передними сиденьями от «Жигулей», тормозами с двумя раздельными контурами. Внешне ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А не отличались друг от друга. Понимая, что перспективную модель в ближайшем будущем освоить не удастся, В.П.Стешенко принял решение максимально облагородить существующий «Запорожец», привести его в соответствие с ужесточающимися нормами активной и пассивной безопасности, внедрить в базовом исполнении все наработки улучшенного ЗАЗ-968А.
В результате, в 1977 году на ВДНХ СССР был публично представлен модернизированный вариант «Запорожца» с индексом ЗАЗ-968М. Через два с половиной года, в начале 1980-го эта модель сменила на конвейере ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А. Рестайлинг внешнего вида машины диктовался практическими соображениями. Например, выпуклая передняя панель кузова требовалась, чтобы увеличить вместительность багажника. С этой же целью запасное колесо перенесли в моторный отсек и убрали вертикальную перегородку, что стояла в багажнике прежних «Запорожцев». Зато рулевой редуктор и нишу с отопителем отгородили от багажа пластиковыми крышками. Отказ от боковых воздухозаборников, за форму которых предыдущую модель звали «ушастым Запорожцем», тоже был вызван практическими соображениями - необходимостью улучшения вентиляции моторного отсека. Решетка на правом заднем крыле была призвана «засасывать», а на левом - выпускать воздух из моторного отсека. Также, для улучшения обдува у серийного ЗАЗ-968М появились прорези с левой стороны крышки капота и под задним номером, а между двигателем и задней панелью занял место штампованный вентиляционный короб. Наконец, многосекционные задние фонари позволили приспособить световые сигналы к новым стандартам безопасности. С той же целью края бамперов сделали пластиковыми, а на стальные центральные секции установили резиновые полосы.
Если сиденья и корпус приборной панели оставили от ЗАЗ-968А, то переключатель света, указателей поворота и стеклоочистителей на рулевой колонке, а также блок плавких предохранителей взяли от «Жигулей». Со временем, на ЗАЗ-968М появились также часы, салонное и наружное зеркала заднего вида от ВАЗ-2106, включатель аварийной сигнализации от ВАЗ-2105. Позаимствованные от «Жигулей» рукоятки отпирания дверей из салона, механизм стеклоподъемников и шины модели И-151 завод внедрил еще на ЗАЗ-968 в первой половине 70-х.
Еще в 1972 году завод прекратил выпуск автомобиля общего пользования ЗАЗ-966В, оснащенного двигателем 887см3, 27 л.с. Такой мотор оставался только на инвалидных модификациях. В начале 80-х старый добрый двигатель МеМЗ-966 неожиданно вернулся на не предназначенную для инвалидов модель. Оснащенная им модификация получила обозначение ЗАЗ-968М-005. На этой машине возродилась ставившая в тупик некоторых водителей «перевернутая» система переключения передач, при которой первая и третья включались перемещением рычага назад, а вторая и четвертая - вперед. При этом на базовом ЗАЗ-968М с 40-сильным двигателем передачи включались по обычной схеме. Модификации ЗАЗ-968М для инвалидов остались те же, что и у прежних моделей, даже рычаги ручного управления и рулевое колесо применялись те же, что у ЗАЗ-965.
На серийном «Запорожце» так и не удалось внедрить новые узлы ходовой части. Прототип 1977 года отличался дисковыми передними тормозами и колесами, взятыми от ВАЗ-2101. Ступицы и диски колес у ЗАЗ-968М остались почти одинаковые с ЗАЗ-965.
В декабре 1987 года в Запорожье наконец сумели освоить долгожданный переднеприводный автомобиль «Таврия» ЗАЗ-1102. Но производство «Запорожца» решили сохранить, пока на него будет спрос. В начале 90-х ЗАЗ-968М получил управляемое из салона наружное зеркало, перенесенный в моторный отсек аккумулятор, радиальные шины Бл-85, некоторые мелкие детали, взятые от «Таврии». Спрос на модель ЗАЗ-968М подорвало не «устаревание» конструкции и не какие-то объективные рыночные причины, а просто развал Советского Союза и нарушение экономических связей между Украиной и другими бывшими союзными республиками, прежде всего с Россией. Лишенный основного рынка сбыта - российских провинциальных регионов - «Запорожец» был снят с производства 1 июля 1994 года.
ЗАЗ-968М можно считать самой массовой моделью «Запорожца»: его выпуск продолжался дольше всех предыдущих моделей - 14.5 лет (ЗАЗ-965 - 8,5 лет, ЗАЗ-966 - 6 лет, ЗАЗ-968 - 9 лет), а общий «тираж» машин этой модели превысил миллион экземпляров.
Число мест | 4 |
Габаритные размеры | 3765х1490х1400 мм |
Колесная база | 2160 мм |
Двигатель | бензиновый,карбюраторный,четырехцилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения МеМЗ-968Н |
Рабочий объем | 1197 см3 |
Мощность | 42 л.с. при 4400 об/мин |
Снаряженная масса | 800 кг |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Расход топлива в смешанном цикле | 8 л/100 км |