ЗИЛ-135Э
В начале 60-х годов в СКБ ЗИЛа было разработано два альтернативных проекта четырехосного внедорожного грузовика со стеклопластиковой кабиной, внешне разительно отличавшихся друг от друга. Оба проекта были приняты к производству на Брянском автозаводе БАЗ. Первая модификация отличалась кабиной, установленной впереди моторного отсека, и более «цивильным» дизайном. Исходные варианты носили индексы ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135Л, а серийный - ЗИЛ-135ЛМ. Вторая модификация получила кабину, расположенную над двигателями. Она отличалась более простой «прямоугольной» кабиной с обратным наклоном лобового стекла. Исходный вариант - ЗИЛ-135К, серийный - ЗИЛ-135М. Также у этих двух серий «135-й» модели несколько отличались параметры шасси, например, колесная база. Автомобилей с внешностью «135ЛМ» изготовлено больше, и они более известны. Зато среди машин с внешностью «135К» встречались по-настоящему уникальные экспериментальные образцы.
Самый удивительный четырехосный грузовик, внешне похожий на модификацию автомобиля ЗИЛ-135К, изготовлен в 1965 году под руководством Ведущего конструктора А.И. Филиппова совместно ЗИЛом и его постоянным партнером - заводом электрического оборудования «Дзержинец». Автомобилю присвоили обозначение ЗИЛ-135Э, а между собой конструкторы и испытатели звали его «электроходом».
На этом грузовике испытывали электрическую трансмиссию. Ее интересная особенность состоит в том, что двигатель внутреннего сгорания передает крутящий момент не на узлы трансмиссии, а на генератор, который вырабатывает ток для электродвигателей, обычно устанавливаемых в ступицы колес, так называемых мотор-колес. В результате, к ведущим колесам автомобиля не идут никакие приводные валы и полуоси, требуется только проложить кабели от генератора до мотор-колес. По такой схеме сделаны некоторые зарубежные модели тяжелых грузовиков - например, карьерных самосвалов. Подобную трансмиссию применяли и на некоторых моделях советских самосвалов БЕЛАЗ. В истории ЗИЛа прежде предпринимался смелый эксперимент с электрической трансмиссией на выпускавшемся серийно после Великой Отечественной войны городском автобусе ЗИС-154.
У ЗИЛ-135Э, как и у грузовика базовой модели, оставили два бензиновых двигателя, располагавшихся спереди под кабиной. За ними находились, соответственно, два 10-полюсных, трехобмоточных генератора постоянного тока ГЭТ-120 - у каждого бензинового мотора свой генератор. Они подавали питание на 8 вмонтированных в мотор-колеса электродвигателей ДТ-22. А электродвигатели, в свою очередь, приводили колеса в движение через двухступенчатые планетарные редукторы. Также трансмиссия включала в себя возбудители и коммутационную аппаратуру. Особое внимание создатели машины уделили системам принудительного охлаждения электроагрегатов. Например, к мотор-колесам воздух подавался по шлангам, в изготовленных из стеклопластика дисках колес были сделаны вентиляционные отверстия, отсутствовавшие на колесах обычных машин семейства ЗИЛ-135.
Как и первые прототипы ЗИЛ-135, машину с электрической трансмиссией сначала изготовили без подвески, с жестким креплением колес к раме. Позднее единственный экземпляр «электрохода» подвергли переделке. Колеса переднего и заднего управляемых мостов получили подвеску с поперечными рычагами и продольными торсионами, подобно тому, как это сделано на базовой модели грузовика. Колеса средних мостов так и остались на жесткой подвеске, как на серийных модификациях ЗИЛ-135. На разных этапах испытаний на автомобиль устанавливали шины 15.00-30 или широкопрофильные 1550х450-840. Максимальная сила тяги, показанная на испытаниях, составила 15,7 тс (154 кН), но длительно допустимая тяга оказалась заметно скромнее: 6 тс (59 кН).
В разное время на шасси «электрохода» устанавливали различные кузова-надстройки, последним из которых оказался фургон-лаборатория. Уникальный экземпляр ЗИЛ-135Э сохранился и теперь представлен в Музее.
Число мест в кабине | 4 |
Грузоподъемность | 8100 кг |
Габаритные размеры | 11450х2900х3160 мм |
Колесная база | 3000+1600+3000 |
Двигатели | два бензиновых, карбюраторных, V-образных, восьмицилиндровых, верхнеклапанных ЗИЛ-375 |
Рабочий объем | 2х6,9 л |
Мощность | 2х180 л.с. |
Снаряженная масса | 11963 кг |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Расход топлива | 86 л/100 км |