ЗИЛ-41047
Этот лимузин стал вершиной многолетней эволюции модельного ряда представительских автомобилей ЗИЛ. В 1978 году на смену хорошо известному общественности лимузину ЗИЛ-114 пришел новый ЗИЛ-4104. В прочем появление его умышленно замалчивалось - о новинке не было никаких публикаций в прессе.
На багажник ЗИЛ-4104 ставилась надпись «ЗИЛ-115», она же у первых партий машин выбивалась на идентификационной табличке. Однако индекс 115 прежде уже использовался заводом для бронированного лимузина времен И.В.Сталина на базе ЗИС-110, факт производства и существования которого на рубеже 70-80-х годов еще держался в секрете. Кроме того, число 115 уже не соответствовало действовавшему с 1966 года ГОСТу по индексации базовых моделей транспортных средств и их модификаций. По этому стандарту был присвоен индекс 4104.
Первые открытые публикации о лимузине ЗИЛ-4104 и его модификациях последовали только в 1983 году. Именно тогда завод произвел его первую модернизацию, превратив этот лимузин в ЗИЛ-41045. Следующий этап обновления автомобиля для высших лиц государства последовал вскоре, уже в 1986 году. Именно тогда появился окончательный вариант лимузина ЗИЛ-41047. Его создание тоже не афишировалось, и было официально признано только к началу 90-х в связи с бурным развитием гласности. Тогда же появилась легенда, будто завод меняет внешность лимузина в связи с приходом к власти нового Генерального секретаря ЦК КПСС. Действительно, исходный вариант ЗИЛ-4104 выпускали при Л.И. Брежневе, производство ЗИЛ-41045 пришлось на короткий период правления Ю.В. Андропова и К.У. Черненко, а ЗИЛ-41047 появился вскоре после прихода на высшую государственную должность М.С. Горбачева.
Технология производства лимузинов в 6-м Цехе ЗИЛа - без конвейера, на стапелях, с изготовлением вручную основных элементов кузова позволила быстро и с небольшими затратами изменять внешность автомобиля. Три основные серии - ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 отличались друг от друга крыльями, бамперами, световыми приборами. «Сорок седьмой» стал самым радикальным рестайлингом, с массивной выступающей облицовкой, прямоугольными фарами, заходящими на боковины секциями задних сигнальных фонарей, новой задней панелью. Также он получил аллигаторный капот, вместо навешенного на передних петлях, передние двери без форточек, современные зеркала, управляемые изнутри.
Салон по сравнению с машинами двух предыдущих серий, наоборот, значительных изменений не претерпел. Водитель и передний пассажир по-прежнему сидят в кожаных креслах, регулируемая рулевая колонка осталась от ЗИЛ-114 вместе с уже не современной в 80-90-х годах баранкой. В то же время, в отличие от массовых отечественных легковых автомобилей, передние сиденья ЗИЛа регулируются по длине и наклону спинки не механически, а с помощью электроприводов.
Сиденья и стенки в заднем пассажирском отсеке обшиваются дорогой бархатной тканью, подчеркивая, что ЗИЛ - автомобиль для VIP пассажиров. Важным элементом оборудования салона, недоступным в машинах более низкого класса, стало регулируемое заднее сиденье, тоже с электрическим приводом. Разумеется, кресла правого и левого задних пассажиров выполнены раздельными, и каждый из двух пассажиров регулирует свое сиденье по отдельности. Перемещением взад-вперед подушки и наклоном спинки управляет клавиша на подлокотнике. Пассажир может легко выставить сиденье в удобное для себя положение.
Стекло в перегородке за передним сиденьем опускается электроприводом. Кабина и пассажирский салон отапливаются и охлаждаются отдельными климатическими установками - печками и кондиционерами. Управлять климатом может как водитель, так и пассажиры задних сидений.
8-цилиндровый V-образный двигатель серии ЗИЛ-4104 отличается от своих предшественников распределительными валами в головках цилиндров - по одному на каждую из двух половин блока. Распредвалы приводятся в движение цепью, клапанный механизм оснащается гидрокомпенсаторами. Чугунные гильзы цилиндров запрессовываются в аллюминиевый блок. Система зажигания применяется электронная, бесконтактная, дублированная - основная и аварийная. Система подачи топлива - двойной бензонасос. В случае отказа одной из «ветвей», остается шанс, что машина не заглохнет, а уедет своим ходом за счет второй системы.
Чтобы исключить детонацию, при проектировании двигателя специально разрабатывались камера сгорания и выступы на днищах поршней. Высокая степень сжатия потребовала бензина АИ-95, который в советское время звался «Экстра» и разливался только по спецталонам на закрытых заправках. Например, в Москве такая заправочная станция находилась на Волхонке, напротив бассейна «Москва», а позднее - храма Христа Спасителя.
Также продублированы ветки раздельных - к передним и задним колесам - тормозных систем и их усилители. Получилось четыре гидропривода и два усилителя. Лимузин с первым лицом государства, ни при каких обстоятельствах, не должен остаться «без тормозов». Начиная с ЗИЛ-114, на представительских лимузинах «по кругу» стояли дисковые тормоза, но у машин серии ЗИЛ-4104 они стали вентилируемыми, как у спортивных автомобилей.
Конструкция ходовой части ЗИЛа и низкий центр тяжести исключили опрокидывание автомобиля. Ходит легенда, что во время испытаний ЗИЛ-4104 водителю, сумевшему бы во время экстремального маневра опрокинуть лимузин, конструкторы завода и руководители ГОНа предложили в подарок новую «Волгу». Ни кому этотне удалось.
Передняя подвеска ЗИЛа - на двух парах рычагов, верхних и нижних, как и у большинства заднеприводных легковых автомобилей, но вместо пружин упругим элементом служат продольные стержни-торсионы, проходящие через оси нижних рычагов. Сзади - традиционная рессорная подвеска, только со стабилизатором поперечной устойчивости. Специально разработанные 16-дюймовые шины «Гранит» отличаются жестким каркасом боковин, позволяющим проехать несколько километров даже при проколотой или простреленной шине.
Длина колесной базы ЗИЛ-41047 такая же, как у базовой модели грузовика ЗИЛ-130 - 3,8 м. Снаряженная масса более чем на 100 кг превышает массу грузовика ГАЗ-3307 - 3335 против 3200 кг. Максимальная величина крутящего момента двигателя ЗИЛ-4104 не на много меньше, чем у моторов МАЗа и КАМАЗа. Шасси лимузина на заводе использовали даже для постройки грузового автомобиля ЗИЛ-113 с кабиной от ЗИЛ-131 и бортовой платформой от ЗИЛ-130.
Официально ЗИЛ-41047 не снят с производства до сих пор, но заказов на эти машины не поступает уже много лет. В 90-е годы при Президенте России Б.Н.Ельцине Гараж особого назначения ГОН начал эксплуатировать представительские автомобили Mercedes-Benz, а в XXI веке при В.В.Путине практически отказался от ЗИЛов в их пользу. Последний ЗИЛ-41047 построен в 2002 году для кортежа Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Техническая характеристика
Число мест | 7 |
Габаритные размеры | 6330х2086х1500 мм |
Колесная база | 3880 мм |
Двигатель |
бензиновый, карбюраторный,8-цилиндровый, V-образный с верхними распределительными валами |
Рабочий объем | 7695 см3 |
Мощность | 315 л.с. при 4400-4600 об/мин |
Снаряженная масса | 3335 кг |
Максимальная скорость | 190 км/ч |
Расход топлива - город - смешанный цикл |
22 л/100 км 30 л/100 км |