ЗИЛ-49042
Эту машину, построенную в единственном экземпляре, следует считать переходной моделью от поисково-эвакуационных амфибий первого поколения ПЭУ-1 к основной модели ЗИЛ-4906/49061, известной, как «Синяя птица». Ее создание завершено 16 ноября 1972 года.
Прежде всего, ЗИЛ-49042 разработали и построили, чтобы опробовать в работе новые, более легкие узлы и агрегаты. Автомобиль, ведущим конструктором которого выступил А.А. Соловьев, представлял собой типичную для СКБ ЗИЛа амфибию с тремя равно расположенными по базе осями. Он похож на лодку с водоизмещающим кузовом из стеклопластика на алюминиевой раме, независимой торсионной подвеской передних и задних колес, жестким креплением среднего моста.
Силовой агрегат располагался сзади. Относительно небольшому автомобилю вполне хватало одного серийного двигателя ЗИЛ-130 со стандартным однодисковым сцеплением и обычной механической коробкой передач от ЗИЛ-131. Раздаточная коробка распределяла крутящий момент по колесам правого и левого бортов через бортовые передачи и колесные редукторы. Для штурма тяжелых участков бездорожья, межбортовой дифференциал, которым была снабжена раздаточная коробка, блокировался. Для движения на плаву служил водомет (на «Синей птице» вернулись к гребным винтам).
Новинкой для отечественных внедорожных машин стали дисковые трансмиссионные тормоза - они же впоследствии применялись на «Синих птицах». У ЗИЛ-49042 много общего с будущей «Синей птицей». Например, колесная база 2400+2400, шины И-159 размерностью 16,00-20 передаточные числа коробки передач, бортовой передачи и колесных редукторов машинам серии ЗИЛ-4906 достались по наследству именно от ЗИЛ-49042. По сравнению с данным прототипом, у «Синей птицы» немного уменьшили колею, углы переднего и заднего свесов, радиус поворота.
Машина была построена в пассажирском варианте с трехместной кабиной и салоном-рубкой на 8 пассажиров. Отапливались помещения тремя независимыми друг от друга устройствами: жидкостным отопителем и двумя воздушными «печками». В оснащение входили система пожаротушения, медицинское спасательное оборудование, спецодежда, емкости для хранения запаса продовольствия и питьевой воды на трое суток, салон даже оборудовали малогабаритным телевизором «Юность». Кузов изначально окрашен в военный защитный цвет хаки, за который на заводе эту машину звали Крокодилом.
Техническая характеристика
Число мест | 11 |
Грузоподъемность | 2000 кг |
Габаритные размеры | 8960х2600х2501 мм |
Колесная база | 2400+2400 мм |
Колея | 2100 мм |
Дорожный просвет | 448 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-130 |
Рабочий объем | 6 л |
Мощность | 150 л.с. |
Снаряженная масса | 6415 кг |
Максимальная скорость | по шоссе 80 км/ч, 9 км/ч по воде |
Расход топлива | 50 л/100 км |