ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» - это последняя разработка, выполненная СКБ специальных автомобилей ЗИЛа при жизни В.А. Грачева - результат многолетних исследований и разработок универсальных транспортных средств, предназначенных для спасения экипажей космических кораблей. «Синюю птицу» создавали, когда за плечами накопился опыт испытаний и эксплуатации таких машин, как ПЭУ-1, ЗИЛ-5901 ПЭУ-2, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-4909 ПЭУ-3, различных плавающих модификаций ЗИЛ-135. Учет всех положительных и отрицательных результатов лег в основу окончательного варианта поисково-спасательного автомобиля, который и был принят к мелкосерийному производству. Ведущим конструктором семейства выступил Ю.В. Балашов, ведущим конструктором пассажирской модификации - В.П. Борисов, ведущим испытателем от лица СКБ ЗИЛа был В.Я. Воронин.
Постройка ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 показала, что нужен не огромный автомобиль, сочетающий качества грузовика для вывоза спускаемого аппарата и пассажирского внедорожного автобуса для вернувшихся с орбиты космонавтов, а два относительно небольших автомобиля - грузовой и пассажирский отдельно. Шнекоход-гигант ЗИЛ-4909 ПЭУ-3 показал, что феноменальная проходимость такой машины в самых гиблых участках оборачивается ее непригодностью для обычных дорожных условий. Значит, шнекоход не может быть основным транспортным средством спасателей, а должен быть только вспомогательным, используемым в самом крайнем случае. Поэтому шнековый вездеход нужен маленький, пригодный для перевозки на обычной колесной машине. Наконец, штучное производство комплекса, состоящего из кранового грузового эвакуатора ПЭУ-1 и пассажирского спасательного ПЭУ-1Б, выявило достоинства и недостатки тех или иных конструкторских решений.
В результате, в конце мая и начале июня 1975 года увидели свет первые экземпляры окончательного варианта спасательного автомобиля особо высокой проходимости, пригодного для загрузки в грузовой отсек военно-транспортного самолета. Новую машину с самого начала разрабатывали в двух унифицированных модификациях: грузовую с манипулятором ЗИЛ-4906, на языке спасателей именуемую «Краном» и пассажирскую ЗИЛ-49061, которую спасатели зовут «Салоном». Приложением к ним служил компактный легкий шнекоход ЗИЛ-29061 с двигателем легковой машины, перевозимый на «Кране». Его спасательный отряд может взять с собой на место аварийной посадки спускаемого аппарата в труднопроходимой местности, то есть в том случае, когда такая машина действительно необходима. Для всех транспортных средств этого комплекса выбрали специальную ярко-синюю окраску, чтобы их было хорошо видно на белом снегу, в зеленой степи и желтой пустыне. За это машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 прозвали «Синими птицами».
Если сухопутному внедорожному грузовику ЗИЛ-135ЛМ, везущему на себе тяжелую пусковую ракетную установку необходимы два двигателя, то спасательной амфибии, предназначенной для перевозки людей или небольшого спускаемого модуля, вполне хватит одного мотора. Для «Синей птицы» взяли даже не самый большой по объему мотор ЗИЛ-375, а базовый восьмицилиндровый ЗИЛ-130. Правда, по комплектации он отличался от мотора обычного грузовика. Кроме того, все детали двигателя амфибии подбирали селекционным методом из лучших заготовок и отливок, многое изготавливали в условиях штучного производства. Автоматическая коробка передач, используемая на ПЭУ, у «Синей птицы» уступила место более надежной и простой в обслуживании механической 5-ти ступенчатой. Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом, позволявшем правым и левым колесам вращаться с разной скоростью, что иногда на бездорожье просто необходимо. Кроме того, в один узел с «раздаткой» объединен демультипликатор планетарного типа, отвечающий за ряд пониженных передач. Также от раздаточной коробки приводились гребные винты для движения по воде. Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Дорожный просвет повышают колесные редукторы, а механизмы тормозов стали дисковыми. Управляемые колеса у машины по традиции передние и задние. Привод рулевого управления гидрообъемный, с запаздыванием поворота колес задней оси относительно передней и с автоматической коррекцией. Наконец, применявшиеся на ПЭУ водометы уступили место паре гребных винтов.
Силовая основа и кузов «Синей птицы» построены по тому же принципу, что у предшественников: рама из алюминиевых профилей и стеклопластиковый корпус. Форму и размеры кузова конструкторы продумывали с особой тщательностью. Машина не только должна была обладать хорошей плавучестью. Было необходимо часто и быстро перебрасывать её по воздуху. Техническое задание требовало, чтобы автомобиль мог поместиться в грузовые отсеки самолетов Ил-76, Ан-12, вертолетов Ми-6 и Ми-26. Для этого самую высокую часть - остекленный колпак кабины - сделали съемным, а высоту крыши салона пассажирской машины уменьшили, насколько это было необходимо. Крановая модификация «Синей птицы» получила манипулятор с двухбалочной стрелой и боковой загрузкой по типу ПЭУ-2. Это позволило сильно удлиннить задний свес кузова по сравнению с ПЭУ, и в пассажирской версии выиграть дополнительную площадь салона. Благодаря хорошо продуманной форме кузова и обилию штатных световых приборов, окончательная модель получилась значительно более привлекательной внешне, чем ПЭУ. А правильный подбор характеристик узлов и формы нижней части корпуса позволил «Синей птице» развивать на воде более высокую скорость, чем у прежних моделей.
Большое внимание было уделено оснащению машин комплекса современными средствами навигации и связи. Изначально приборы, которыми оснащались машины, ничем не уступали авиационным, но, начиная с 1984 года, на «Синие птицы» ставили новейшие радионавигационные комплексы, позволяющие точно определить место посадки разыскиваемого спускаемого аппарата, поддерживать двустороннюю связь с космонавтами, экипажами самолетов, вертолетов. Также у «Салона» модернизировалась климатическая установка. Новыми приборами оснащали новые экземпляры машин, а выпущенные прежде переоборудовали новыми комплектами.
Комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС СССР в 1981 году. За 10 лет, прошедших до ликвидации Советского Союза, ЗИЛ построил 12 «Кранов», 14 «Салонов» и 5 малых шнекоходов. Впоследствии машины этого комплекса применялись также в центральном аэромобильном отряде «Центроспас», в МЧС и на нефтепроводах государственной компании «Транснефть", где уже получали свойственную ведомству окраску.
Техническая характеристика
Число мест | 4 в кабине, 4 сиденья в салоне, 3 на носилках |
Габаритные размеры | 9250х2480х2537 мм (с ножевой антенной высота 2965 мм) |
Колесная база | 2400+2400 мм |
Колея | 2000 мм |
Дорожный просвет | 544 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, в-образный восьмицилиндровый верхнеклапанный, ЗИЛ-130 с доработками |
Рабочий объем | 6 л |
Мощность | 150 л.с. при 3200 об/мин |
Снаряженная масса | 8310 кг |
Полная масса | 9260 кг |
Максимальная скорость | 75 км/ч по шоссе 8 км/ч по воде |
Расход топлива при скорости 45 км/ч | 50 л/100 км |