ЗИЛ-4972
Этот автомобиль появился в начале 90-х годов когда, приспосабливаясь к новым условиям рыночной экономики, автозавод имени Лихачева пробовал освоить новые потребительские сегменты и привлечь новых заказчиков на свои автомобили. Например, одним из направлений поисков стали шасси для специальной техники, скомбинированные из узлов и агрегатов ранее освоенных в производстве моделей.
Идея создания серии грузовиков, первый прототип которых назывался ЗИЛ-132К, заключалась в том, чтобы совместить трансмиссию и ходовую часть специального автомобиля серии «Синяя птица» ЗИЛ-4906/49061 с кабиной и рамой обычного грузовика ЗИЛ. В октябре-ноябре 1992 года было завершено изготовление первого образца шасси ЗИЛ-132К, разработанного под руководством ведущего конструктора М.И. Сугробова. В отличие от «Синей птицы», новый внедорожник больше не был плавающим, но например, по сравнению, с ЗИЛ-131, у него ощутимо улучшились проходимость и маневренность. Интересно, что индекс ЗИЛ-132 ранее носило несколько различных опытных трехосных автомобилей 60-70-х годов с равно расположенными по базе мостами.
Последний из ЗИЛ-132 оснащался независимой торсионной подвеской переднего и заднего управляемых мостов, средним мостом и трансмиссией «Синей птицы», но при этом был выполнен намного проще и дешевле для производства. Вместо алюминиевой рамы - обычная из стального профиля, вместо сложного в изготовлении стеклопластикового кузова - кабина от выпускаемого на конвейере массового грузовика ЗИЛ-4331 или ЗИЛ-4333. Двигатель взяли самый перспективный на тот момент - дизель ЗИЛ-645.
В конце 1992 года новое шасси прошло испытания, доказав свою жизнеспособность, а в 1993-м году завод предложил семейство выполненных на данной агрегатной базе автомобилей. В него входили четыре модификации: ЗИЛ-4972 с кузовом-фургоном КУНГ для бригад спасателей, ЗИЛ-4973 с «бункеровозным» подъемником от «Синей птицы» , имевшим боковую разгрузку, ЗИЛ-4974 - фургон-КУНГ для ремонтных бригад энергетиков и ЗИЛ-4975, бортовой грузовик с краном-манипулятором, установленным позади платформы.
Этими автомобилями заинтересовались Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (позднее - Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС), Министерство гражданской авиации, РАО ЕЭС. Поступил заказ на партию машин, к изготовлению которой подключился Правдинский завод радиорелейной аппаратуры. Там было выпущено 40 шт. ЗИЛ 4972. Всего один экземпляр был изготовлен на Заводе имени Лихачева. Именно этот экземпляр представлен в нашем музее.
Техническая характеристика
Число мест | 3 (в кабине) 8-12 (в кузове) |
Грузоподъемность | 2354 кг |
Габаритные размеры | 9400х2550х3200 мм |
Колесная база | 2400+2400 мм |
Колея | 2000 мм |
Дорожный просвет | 475 мм |
Двигатель | дизельный, восьмицилиндровый, V-образный ЗИЛ-645 |
Рабочий объем | 8.74 л |
Мощность | 136 л.с. при 2800 об/мин |
Снаряженная масса | 9680 кг |
Полная масса | 12034 кг |
Максимальная скорость | 83 км/ч |
Расход топлива при скорости 50 км/ч | 25 л/100 км |