ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2)
Специальными автомобилями-амфибиями, предназначенными для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей, СКБ ЗИЛ, возглавляемое В.А. Грачевым, занималось с середины 60-х годов. Начиная с 1967 года, ЗИЛ штучно строил плавающие трехосные эвакуаторы спускаемых космических аппаратов ПЭУ-1 с крановой установкой в кузове,
Под индексом ПЭУ-2 в СКБ разрабатывали эвакуатор увеличенных размеров - универсальную машину, способную одновременно везти на грузовой платформе спускаемый аппарат, а в многоместной пассажирской кабине - команду спасателей и вернувшихся на землю космонавтов, в том числе экипажи многоместных кораблей. Такое совмещение функций привело к созданию амфибии гигантских размеров длиной 11.665 м, шириной 3.275 м и высотой около 3.0 м. Постройку амфибии ПЭУ-2 с автомобильным индексом ЗИЛ-5901 завод завершил к 100-летнему юбилею В.И. Ленина 22 апреля 1970 года.
С технической точки зрения автомобиль-гигант, ведущим конструктором которого выступал Ю.В. Балашов, не представлял большой сложности, так как примененные в нем технические решения, часть узлов и агрегатов были уже опробованы на предыдущих разработках СКБ ЗИЛа. Например, форму водоизмещающего стеклопластикового кузова уже опробовали на огромной четырехосной амфибии ЗИЛ-135П «Дельфин» 1965 года. Правда, если у «Дельфина» был бескаркасный кузов, то ПЭУ-2 базировался на раме из алюминиевого профиля. По сравнению с ЗИЛ-135П, у автомобиля ЗИЛ-5901 уменьшилась на 2 м габаритная длина. Это привело к снижению скорости амфибии на плаву с 16 до 10 км/ч, но на суше улучшило маневренность. Зато ширина корпуса стала на 125 мм больше. Если на ЗИЛ-135П для перемещения по морю применялись выступающие из корпуса гребные винты, то ЗИЛ-5901 двигался по воде за счет установленного в кузове водомета.
Общую компоновку и ходовую часть ЗИЛ-5901 унаследовал от вездехода ЗИЛ-Э167, изготовленного в 1962 году. У обеих машин силовой агрегат размещался сзади и состоял из двух двигателей ЗИЛ-375. Один мотор приводил колеса левого, а другой - правого борта. Также от ЗИЛ-Э167 осталась схема шасси с тремя равно расположенными по базе мостами, управляемыми рулем колесами переднего и заднего мостов, жестко, без подвески, крепившимся к раме средним мостом, независимой подвеской передних и задних управляемых колес на поперечных рычагах и продольных торсионах. От ЗИЛ-Э167 у ПЭУ-2 остались размеры колесной базы и колеи мостов, а также колеса очень большого размера со стеклопластиковыми дисками. Конструкторы полагали, что машина на огромных, но легких пластиковых колесах сможет передвигаться по глубокому снежному покрову подобно тому, как идет по глубокому снегу длинноногий лось.
Коробки передач у каждого двигателя ЗИЛ-5901 стояли автоматические, гидромеханические - от экспериментального львовского автобуса ЛАЗ-695Ж. Все колесные и трансмиссионные тормоза машины были дисковые. Для работы на севере и в песках пустынь пассажирские помещения оснащались большим количеством климатических установок. В кабине находилось два отопителя от ЗИЛ-130, в салоне - четыре от автобуса ЗИЛ-158, также устанавливался кондиционер от лимузина ЗИЛ-114 и дровяная печь. Еще в машине была газовая плита. В штатную комплектацию входило 5 радиостанций, бензоагрегат, бензопила «Дружба», надувная лодка, надувной тор, многочисленные инструменты, комплекты зимней одежды, легкий водолазный костюм, медицинское оборудование, огнетушители.
На платформу, расположенную между пассажирским салоном и моторным отсеком, спускаемый аппарат поднимал гидравлический подъемник, напоминающий манипулятор грузовика - бункеровоза, только погрузка получилась не задняя, а боковая.
Автомобиль на обычном колесном ходу прекрасно ездил и по асфальту, но его габариты выходили далеко за пределы разрешенных Правилами дорожного движения. Поэтому - для любой поездки по дорогам общего пользования - ПЭУ-2 требовалось специальное разрешение ГАИ. Также, из-за очень больших габаритов, амфибия не входила в грузовые отсеки военно-транспортных самолетов.
Хотя ПЭУ-2 успешно прошел испытания на бездорожье - он мог безопасно входить в воду и выходить из нее - от него все же отказались в пользу спасательных комплексов из двух более компактных машин - пассажирской и грузовой по- отдельности. В конечном счете, ЗИЛ-5901 так и остался построенным в единственном экземпляре, который сохранился и выставлен в Музее.
Техническая характеристика
Число мест | 10 |
Грузоподъемность | 3000 кг |
Габаритные размеры корпуса | 11665х3275х3050 мм |
Колесная база | 3150+3150 мм |
Колея | 2500 мм |
Дорожный просвет | 720 мм |
Двигатели | два бензиновых карбюраторных V-образных восьмицилиндровых верхнеклапанных ЗИЛ-375 |
Рабочий объем | 2х6,9 л |
Мощность | 2х180 л.с. |
Снаряженная масса | 16140 кг |
Максимальная скорость | по шоссе 73 км/ч, по воде 10 км/ч (с грузом 9.25 км/ч) |
Контрольный расход топлива при скорости 55 км/ч | 114 л/ 100 км |