ЗИМ ГАЗ-12 такси

 

Автомобиль промежуточного класса, более вместительный, комфортабельный и мощный, чем «Победа», но значительно более дешевый и экономичный, чем ЗИС-110, был освоен Горьковским автозаводом в 1950 году с целью полной замены трофейных немецких лимузинов, после войны массово использовавшихся в гаражах государственных учреждений. Так как ГАЗ в 30-50-х годах носил имя сталинского наркома В.М.Молотова, автомобиль ГАЗ-12 по аналогии с ЗИСом получил название ЗИМ, под которым вошел в историю.

С целью снижения массы на ЗИМе конструкторы ГАЗа применили несущий, а не рамный кузов, который при большой габаритной длине автомобиля было очень сложно спроектировать. Шестицилиндровый двигатель использовали от грузовика ГАЗ-51, но для улучшения динамики легкового автомобиля его мощность повысили с 70 до 90 л.с. Уникальным узлом в трансмиссии ЗИМа стала гидромуфта сцепления, упрощавшая процесс переключения передач - это устройство позаимствовано у американских машин конца 30-х годов. В отличие от ЗИСа, в салоне ГАЗ-12 не было перегородки, поэтому он являлся не лимузином, а седаном.

Уже в начале 1950-х ЗИМы, наряду с «Победой» и ЗИСом, начали использовать в такси. Применять ЗИМ в маршрутном такси было намного выгоднее, чем ЗИС-101 и ЗИС-110.

В 1952 году в Первом московском парке сформировали специальную колонну ЗИМов для обслуживания делегатов съездов и конференций, депутатов Верховного совета, иностранных гостей и делегаций. В то же время линейные такси ЗИМ пользовались популярностью у пассажиров, которым нужно было перевозить крупногабаритные вещи (телевизоры, радиолы, детские коляски и т.п.), не входившие в багажник обычной легковой машины, но помещавшиеся между передним и задним сиденьями ЗИМа. В 1958 году в Москве работало 329 такси ЗИМ.

Но, несмотря на прекращение выпуска автомобилей ГАЗ-12 заводом, в 1959-1960 годах их число в таксопарках резко увеличилось - вышел указ Н.С. Хрущева о «борьбе с привилегиями», вследствие которого персональные автомобили подлежали сокращению и передаче в такси, где ЗИМы служили до середины 60-х годов.

В первой половине 50-х такси ЗИМ окрашивали в два тона серого цвета - светлый верх, темный низ, как такси «Победа», позднее такси ЗИМ были черные с непрерывной полосой шашек. К исходу 50-х на ЗИМах тоже ввели опознавательные знаки нового образца - две полосы шашек на передних дверях с буквой «Т» в круге посередине. Именно такие знаки наносили на ЗИМы, переданные в такси из «персональных» гаражей. Счетчик ТА-49 от такси «Победа» у таксомотора ГАЗ-12 располагался на тоннеле пола.

 Техническая характеристика 

Число мест 6
Габаритные размеры  5530х1900х1660 мм
Колесная база  3200 мм
Двигатель

бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный

Рабочий объем  3480 см3
Мощность 90 л.с. при 3600 об/мин 
Масса снаряженная  1940 кг
Максимальная скорость 120 км/ч
Средний расход топлива 18 л/100 км