ЗИС-5 с прожекторной установкой

Невозможно переоценить, какой вклад в Великую Победу внесли расчеты Зенитных автомобильных прожекторных станций, бойцы прожекторных частей, входивших в систему войск Противовоздушной обороны ПВО.

В первом полугодии 1938 года для ПВО важных промышленных и административных центров страны (прежде всего – Москвы, Ленинграда и Баку) были сформированы корпуса ПВО. В состав корпусов и дивизии противовоздушной обороны крупных центров страны входили соединения и части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Отличным примером организации ПВО можно считать защиту Москвы. Такой мощной ПВО на протяжении всей Второй мировой войны не имела ни одна столица западного государства. Среди различных видов войск и вооружений во время войны столичное небо охраняло около 600 прожекторов.

А боевой машиной прожекторных частей служили автомобильные прожекторные станции на шасси трехтонок ЗИС, в основном моделей З-15-2 и З-15-4. Их название расшифровывалось так:  буква З означала «зенитный», число 15 – 150 см размер линзы, числа 2 или 4 – мощность в киловаттах.

Официально прожекторные установки на базе ЗИСов выпускали с 1938 по 1942 годы. До войны их делал Московский прожекторный завод (иногда его зовут завод «Прожектор»), построенный в 1932 году на Шоссе Энтузиастов в районе села, теперь московского района, Перово. В 1941 году оборудование и часть работников завода были эвакуированы в Новосибирск, где героическими усилиями лютой сибирской зимой пришлось строить завод практически заново на базе… трамвайного депо! Тем не менее, производство установок удалось наладить и там, а шасси для новосибирских прожекторов поступали из Ульяновска и Миасса.

 

В довоенные годы прожекторы ставили на шасси ЗИС-12. От основной модели ЗИС-5 такая машина отличалась, прежде всего, удлиненной с 3810 до 4420 мм колесной базой. Прожекторная станция монтировалась в особую бортовую платформу, которую шоферы и автомобильные инженеры называли «монголкой». От стандартной грузовой платформы она отличалась тем, что устанавливалась ниже, ближе к раме грузовика. Поэтому в кузов выступали полукруглые колесные арки, хорошо видимые с боков автомобиля. Кроме того, борта «монголки» были заметно ниже, чем у стандартной платформы. Во время войны выпуск удлиненных шасси прекратился, поэтому прожекторы пришлось устанавливать на ЗИС-5 со стандартной базой 3810 мм и кузовом «монголкой».

z_15_4_5   z_15_4_2   z_15_4_4

Первоначальный вариант прожекторной станции З-15-4 на базе ЗИС-12.

Звездный час прожекторных частей настал во время битвы за Москву летом и осенью 1941 года. Прожекторы были незаменимы в темное время суток для обнаружения и освещения самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии. Прожекторные установки служили в отдельных зенитно-прожекторных батальонах. В батальоне были три роты, в каждой роте – по три взвода. Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Назначение двух станций-искателей, было в том, чтобы с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупать лучом самолет противника. Расчеты этих двух станций должны были захватить и затем непрерывно освещать самолет противника. Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции - «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Если же зенитчики открывали заградительный огонь, не дождавшись попадания цели в перекрестье лучей, то звукоулавливатели уже не могли запеленговать самолеты. В местах сосредоточения большого количества прожекторов, например на подступах к Москве, предусматривалось создание целых световых прожекторных полей, около тридцати километров шириной и до пятнадцати глубиной. В центре этих полей несли дежурство ночные истребители.

Источником света выступала электрическая дуга интенсивного горения, находившаяся между двумя угольными электродами, время работы которых составляло 75 минут, после чего их требовалось заменить. Питание осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт. В зависимости от модификации станции световой поток с силой мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров. Прибор управления имел 2 шкалы со стрелками, которые показывали азимут и угол места цели, определенные звукоуловителем. Вращая рукоятки управления, боец совмещал стрелки, указывающие положение прожектора и стрелки, указывающие направление звукоуловителя. По проводам сигнал управления подавался электромоторам, направляющим прожектор. Если на обеих шкалах (азимут и дальность) стрелки прожектора совпали со стрелками звукоулавливателя, значит: прожектор-искатель смотрел на самолет. Подавалась команда и вспыхивал луч, который упирался в силуэт самолета. После того как в воздушную цель упирались еще два луча от прожекторов-сопроводителей, станция-искатель отключала свой луч и ждала от звукоуловливателя пеленг на следующую цель.

Вот одно из описаний боевого применения прожекторов. «С берегов Москва-реки бьют в ночнее небо лучи зенитных прожекторных станций. Одиночные лучи принадлежат станциям-искателям, которые наводятся на цель по данным от звукоуловителя (например, «Прожзвук» системы Сперри). Они должны найти и непрерывно высвечивать самолет противника, до тех пор, пока его не подхватят две другие прожекторные станции – «сопроводители», которые держат самолет в перекрестке лучей, обеспечивая ведение прицельного огня зенитчикам. После этого луч искателя гаснет, до получения указания цели на следующий самолёт».

Слабым местом этой системы считался звукоуловитель. Его расчет, в отличие от радара, не мог работать во время канонады. Поэтому уже с 1942 года звукопеленгаторы начали вытеснять станции РЛС. После того как эти эффективные системы были поставлены на вооружение, важность прожекторов в системе противовоздушной обороны стала постепенно снижаться. Но это не помешало прожектористам успешно провоевать всю войну и внести свой вклад в битве за Берлин. Более того, новые типы прожекторных станций монтировались на послевоенные грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Что же касается станций времен войны З-15-2 и З-15-4, то их было изготовлено 15 529 штук.

В послевоенные годы прожекторам зенитного типа с дугами интенсивного горения нашлось новое применение. Их стали использовать, как мощный источник света на киностудиях для освещения съемочной площадки фильмов. В этой роли они использовались до конца ХХ века, пока не получили массового распространения современные средства освещения.

Выставленный в нашем музее прожектор был изготовлен на Московском прожекторном заводе в 1940 году. В августе 1941-го, когда во время массированных атак Люфтваффе на советскую столицу, нашим зенитчикам приходилось вступать в бой с армадами из сотни вражеских самолетов, в опасной близости от экспоната нашего музея взорвалась бомба, которая вывела из строя заводское шасси ЗИС-12. После боя разбитая машина поступила на ремонтный завод, и оборудование прожекторной станции было переставлено на короткобазное шасси ЗИС-5, которое ремонтники собрали из того, что имелось под рукой. Поэтому у машины оказались крылья довоенного образца и типичная для времен военного дефицита деревянная кабина. В таком виде этот ЗИС еще послужил противовоздушной обороне Москвы. Через несколько лет после Победы наша станция была передана киностудии «Мосфильм», и более 25 лет работала у осветителей на съемках различных фильмов. Потом прожектор простоял не один год среди старой техники, складированной у забора киностудии, его можно было заметить, проезжая по Мосфильмовской улице. К сожалению, в это время было разукомплектовано и утрачено электрооборудование станции. В 2010-м прожектор на шасси ЗИС-5 прошел частичный ремонт в мастерских музея и к концу года выставлен в экспозиции.

 Техническая характеристика

Расчет 4 человека
Габаритные размеры 6060х2235х2160 мм
База 3810 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шнстицилиндровый, нижнеклапанный
Рабочий объем 5555 см3
Мощность двигателя 73 л.с.
Боевая масса станции 3950 кг
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 34 л/100 км
Диаметр отражателя 1.5 м
Время работы лампы 75 мин
Дальность действия луча 12 км
Дальность освещения цели 7-9 км
Мощность генераторной установки 20 кВт