ЗИС-6 автолестница Metz

В 30-е годы в СССР еще не появились полноприводные автомобили. В тот период в стране не существовало производства шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), позволявших сделать колеса одного моста ведущими и управляемыми одновременно. А иностранные автомобилестроительные компании только осваивали выпуск таких узлов, пытаясь сделать их технологичными в производстве надежными и недорогими. Поэтому в те годы повышать проходимость автомобиля пытались, добавляя третий мост. В 1932-1934 годах все три советских автозавода освоили выпуск трехосных грузовиков - малого ГАЗ-ААА, среднего ЗИС-6 и большого ЯГ-10.

Второй ведущий задний мост, конечно, не улучшал проходимость в той мере, в какой это удавалось полному приводу, тем более что на всех трех машинах применяли двухскатные задние колеса, прокладывавшие в раскисшем грунте или снегу лишнюю колею. Зато два задних моста давали другие преимущества - заметное повышение грузоподъемности и устойчивости к опрокидыванию по сравнению с базовым двухосным грузовиком. Поэтому трехосные шасси стали широко применять в качестве базы для тяжелых специальных и специализированных кузовов, а также на них начали монтировать устройства, требовавшие от машин-носителей особой устойчивости - краны, пожарные лестницы, установки залпового огня.

В 30-е началась массовая застройка городов многоэтажными зданиями. В случае пожара для эвакуации людей с верхних этажей и подачи туда шлангов с водой требовались автолестницы длиной 30 метров. Отечественная промышленность еще не была готова к их производству, поэтому лестницы покупали вместе с шасси за рубежом, чаще всего - в Германии, где в этой области лидировали фирмы Magirus Deutz и Metz. Но эксплуатация иностранных автомобилей вызывала известные трудности, особенно вне Москвы, поэтому созрела идея установить немецкую лестницу на шасси советского грузовика. Для современных тогда телескопических лестниц по описанной выше причине подходили именно трехосные машины.

Маленький, оснащенный двигателем от легковой машины, ГАЗ для этой цели никак не годился. Трехосный ЯГ требовал импортного американского двигателя, и оставался дорогой мелкосерийной моделью. Зато ЗИС-6 оказался оптимальным вариантом - он обладал достаточной грузоподъемностью, был относительно массовым и недорогим. Для монтажа лестницы понадобилось только удлинить колесную базу - расстояние от оси передних колес до оси задней тележки у базового грузовика составляло 3.9 м, а у шасси лестницы его увеличили до 5,1 м. На заводе использовали не удлиненные швеллера, а сваривали раму длинной машины из частей двух стандартных рам. Карданный вал получил промежуточную опору.

 

Выпускавшийся с 1934 года ЗИС-6 принципиально отличался от двухосного ЗИС-5 конструкцией редукторов мостов. Вместо пары конических шестерен на нем применяли червячные передачи. Полусферический корпус картера редуктора был обращен не назад, как у двухосной машины, а вниз, к полотну дороги, и над мостом в прикрученных болтами к картеру корпусах находились ведущие червяки, связанные между собой валом привода. ЗИС-6 со стандартной базой, кстати, носил  первые «Катюши» БМ-13.

31111463_raketa_P_2   ЗИС-6

Для монтажа лестницы готовые шасси длинных ЗИСов вывозили в Германию, где фирма Metz устанавливала на них лестницы, после чего, готовый пожарно-эвакуационный автомобиль привозили обратно в СССР. По той же схеме то же немецкое предприятие ставило менее длинные лестницы на двухосные шасси ЗИС-5. Лестница Metz была механическая, с приводом от коробки отбора мощности автомобиля. Перед самой войной в Ленинграде была разработана электромеханическая лестница ПЭЛ-30 на базе того же ЗИС-6 с приводом с помощью нескольких электрических лебедок.

После войны новые модели 30-метровых лестниц ставили на шасси трехосных грузовиков, теперь уже полноприводных - ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131.

Техническая характеристика

Расчет до 6 человек
Габаритные размеры шасси 7350х2235х2160 мм
Колесная база 5100х1030 мм
Длина/высота автомобиля с лестницей в транспортном положении 9650/ 3100 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ЗИС-5
Рабочий объем 5555 см3
Мощность 73 л.с. при 2300 об/мин
Длина лестницы в выдвинутом положении 30 м
Угол подъема лестницы 75°
Угол поворота лестницы 360°
Снаряженная масса 7500 кг
Максимальная скорость 55 км/ч
Расход топлива 35-40 л/100 км