Zundapp K800
Этот классический немецкий мотоцикл считается одним из самых красивых мотоциклов в истории. Он отличается редко встречающимся на мототехнике четырехцилиндровым оппозитным двигателем. В середине 30-х К800 был вершиной производственной линейки, топ-моделью, красой и гордостью успешной в те времена мотоциклостроительной компании Zundapp из Нюренберга.
Фирму Zundapp в конце Первой мировой войны, в 1917 году учредил предприниматель Фриц Ноймайер совместно с оружейным концерном Krupp. Полностью предприятие звалось Zunder und Apparatebau G.m.b.H, и торговая марка «Цюндапп» получилась в результате сокращения слов «Цюндер унд Аппаратенбау» (взрыватели и аппаратура). Первоначальный капитал Ф. Ноймайер зарабатывал производством востребованных в военное время взрывателей для артиллерийских снарядов. Но после Версальского мирного договора последовала демилитаризация промышленности Германии, и хозяин набиравшей силу компании переключился на производство мотоциклов, сделав первую модель по образцу английского Levis.
Фрица Ноймайера можно считать одним из последователей рыночной философии Генри Форда, которая заключалась в массовом производстве недорогой, доступной человеку с любым уровнем достатка, техники. Под рекламным девизом «Мотоцикл для каждого» (Motorrad fur Jedermann) на протяжении 20-х годов Ноймайер выводил на рынок одну модель мотоцикла за другой. К 1924 году он отказался от покупных двигателей в пользу изготовленных силами своей компании. В тот год было изготовлено и продано 10 тысяч мотоциклов. В 1928 году Ноймайер построил на окраине Нюренберга новый мотозавод, с конвейера которого сходило 4200 мотоциклов в месяц. Он стал самым крупным в Германии производителем мототехники.
Накопленные опыт и капитал позволили компании Zundapp пережить очень тяжелый экономический кризис начала 30-х годов, который привел к обвальному снижению спроса на мотоциклы и кончился роковым для Германии приходом к власти нацистов. Как раз в 1933 году ведущими конструкторами на заводе Ноймайера стали братья Рихард и Ксавьер Кюхены. В кратчайшие сроки - к Берлинской выставке - они предложили целую серию из шести новых моделей с моторами различного литража: бюджетные двухтактные Derby и К200, двухцилиндровые четырехтактные «оппозиты» К400 и К500, четырехцилиндровый четырехтактный К600. Венчал эту линейку самый мощный мотоцикл К800 с четырьмя цилиндрами. Все четырехтактные моторы были нижнеклапанные. Буква "К" в индексе обозначала, что у данного мотоцикла привод ведущего колеса осуществляется не цепью, а карданным валом. Новые модели, созданные под руководством Кюхенов, отличались четырехступенчатой коробкой передач, а главное, сваренной из штампованных деталей дуплексной рамой по типу BMW. Конструкция ходовой части новых мотоциклов, в том числе К800, представляла собой типичный для 30-х годов набор технических решений. Вилка была рычажная, с подвеской на двух пружинах. Заднее колесо подвески не имело, а жестко крепилось к раме. Мотоциклист сидел в обычном кожаном седле и пассажира мог посадить только на штампованный стальной багажник.
Зато двигатель К800 представлял собой настоящий шедевр технической и даже дизайнерской мысли. По литражу и мощности он был достоин скорее небольшого автомобиля, чем мотоцикла. Два блока цилиндров, покрытых ребрами воздушного охлаждения, справа и слева выглядывали из высокого литого картера. Прямо под цилиндрами выделялись характерные щитки подножек. Спереди из цилиндров выходили обычные рожки выпускных труб. Вторая пара выпускных труб - позади блоков цилиндров, находившаяся прямо возле ног мотоциклиста, поражала воображение удивительной формой защитных кожухов. Около заднего колеса обе выпускные трубы каждой стороны сходились во внушительные и красивые трубы глушителей.
Передняя объемная крышка картера покрывала установленный вертикально распределитель зажигания (трамблер), катушку и другие навесные узлы. Между ним и цилиндрами находился компактный отсек установленных вертикально шестерен, приводивших в работу распределительный вал и расположенный сверху в высоком выступе литого картера генератор. Позади картера находился карбюратор. Особый шик внешности К800 придавали верхняя хромированная половина 15-литрового овального бензобака или декоративные «капли» на боковинах рамы сзади.
Элитная модель К800 благополучно дожила в производстве до 1940 года. Во время войны Zundapp выпускал тяжелые армейские мотоциклы с коляской, у которых ряд узлов сделали взаимозаменяемым с военными мотоциклами BMW. В сложный период после поражения Германии мотоциклетное производство в Нюренберге сохранилось. Однако часть мощностей предприятия пришлось отдать под выпуск совсем иных механизмов, например мукомольного оборудования.
В начале 50-х годов бизнес на бюджетных двухколесных машинах снова пошел в гору. Фирма Zundapp выпускала мопеды, мотороллеры, скутеры (в те годы их звали мофами), недорогие мотоциклы, и даже пробовала свои силы в автомобилестроении. Немало успехов заводская гоночная команда достигла в мотоспорте. Разорился Zundapp в 1984 году, а все его оборудование куплено и вывезено китайцами, которые используют его по назначению до сих пор.
Число мест | 1 |
Габаритные размеры | 2165х815х900 мм |
Колесная база | 1405 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, нижнеклапанный, воздушного охлаждения |
Рабочий объем | 796 см3 |
Мощность | 22 л.с. при 4000 об/мин |
Масса | 193 кг |
Максимальная скорость | 125 км/ч |
Расход топлива | 6.9 л/100 км |