Дельта РМЗ-2.124
В 80-е годы рижский мотозавод «Саркана Звайгзне», находившийся в советской Латвии, активнее других производителей мотоциклов в СССР осваивал новые модели, соответствовавшие тогдашнему мировому уровню мотоциклостроения и порой относившиеся к не существовавшим прежде классам. Новинки выгодно отличались от привычных для 70-х годов мопедов «Рига-11» или «Рига-13». Сначала в 1983 году появился миниатюрный мини-байк «Мини» РМЗ-2.126 (позднее РМЗ-2.130) на колесах от мотороллера, а в 1985-м очередь дошла до полноразмерного мопеда «Дельта» РМЗ-2.124, с 16,5-дюймовыми колесами и дизайном, выполненным в стиле модных тогда спортивных мотоциклов.
На хребтовую раму навешивались бензобак, аккумуляторный ящик и седло угловатой, но изящной формы, заднее крыло находилось на расстоянии от колеса, придавая мопеду сходство с кроссовым мотоциклом, руль был сделан в виде высоких изогнутых «рожков», тоже в модном стиле 80-х годов 20-го века. «Дельты», рассчитанные на молодежь, окрашивали в яркие цвета. Это улучшало внешность и повышало безопасность, делая мопед более заметным на дороге.
Но не только современная внешность отличала «Дельту». Например, инженеры завода, возглавляемые главным конструктором В. Скиперковским, подробно изучили посадку водителя более чем у 50 зарубежных и отечественных мопедов и мотоциклов, чтобы подобрать оптимальное расположение руля, педалей и седла. Для водителей разного роста руль регулировался по высоте, а сиденье было сделано удлиненным. В результате, у «Дельты» получилась отличная эргономика, и даже дальняя поездка на мопеде не казалась утомительной. К тому же на одноместный по паспорту мопед, благодаря длинному сиденью, удавалось посадить пассажира.
«Дельты» выпускались в четырех серийных исполнениях: «стандарт», «турист», «спорт» и «люкс», отличавшихся оснащением и отделкой. Так «турист» оснащался ветровым щитком и багажником, рассчитанным на пристегивание боковых сумок. У «спорта» багажника не было, зато «рожки» руля связывала между собой перемычка, придававшая жесткость. Обе названные модификации с самого начала выпуска комплектовали указателями поворота. У «спорта» и «люкса» переднее крыло делали хромированным. Со временем часть мопедов получила прямоугольную фару. Спереди и сзади на мопед устанавливали световозвращательные катафоты, задний фонарь совмещал функции габаритного огня и стоп-сигнала, предусматривалась даже подсветка номера.
Двигатель сохранял привычный рабочий объем - чуть меньше 50 см3, что позволяло ездить на мопеде без водительских прав, в том числе подросткам 14-16 лет. «Дельта» оснащалась кик-стартером, не требовавшем регулировки бесконтактной системой зажигания. Силовой агрегат, как и у «Мини», выпускался в двух вариантах: В-50 с ручным переключением передач и В-501 с ножным. Второй вариант считался более современным, хотя передач у мопеда было всего две. Разумеется, заднее колесо не устанавливалось жестко на раму, а имело подвеску с гидравлическими амортизаторами. У мопедов первых выпусков еще встречались пружинные амортизаторы. Расположение узлов было продумано так, чтобы любой, даже неопытный владелец мог без труда заменить трос или свечу.
До распада Советского Союза «Дельта» стоила 259 рублей, примерно столько, сколько «Мини», оставаясь недешевым, но все-таки доступным товаром.
Технические характеристики
Число мест | 1 |
База | 1200 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, двухтактный, одноцилиндровый |
Рабочий объем | 49,8 см3 |
Мощность | 1,8 л.с. при 5200 об/мин |
Сухая масса | 55 кг |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Расход топлива | 2 л/100 км |