История автомобильной корпорации Ford Motor Company

История автомобильной марки «Ford»

завод Форд архив

Ford Motor Company – американская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей, грузовиков, разнообразной сельскохозяйственной техники. Штаб-квартира расположена в Дирборне (штат Мичиган).

Одна из крупнейших в мире транснациональных корпораций и второй в США автомобильный концерн начинал свою историю весьма скромно. Henry Ford, сын фермера, еще в юности решил создать машину, которая облегчила бы тяжелую работу в поле. В 1892 году, когда Форд работал в электротехнической компании Эдисона (Edison) в Детройте, им был сконструирован простейший двигатель внутреннего сгорания. Спустя 4 года он построил свой первый маленький автомобиль, напоминавший кресло на четырех велосипедных колесах. После нескольких тщетных попыток открыть собственное автомобильное предприятие, 24 июня 1903 года Г. Форд на базе бывшей каретной фабрики основал «Ford Motor Company» (Форд Мотор Компани). Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, изготовленных на заказ другими предприятиями. Уже через месяц, 23 июля 1903 года, был продан первый автомобиль компании.

первая мастерская Ford

В период с 1903 по 1908 год Генри Форд и его инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «Модели А» до «Модели S». Некоторые из этих автомобилей были экспериментальными моделями, которые так и не дошли до покупателя. Желание Форда создать «автомобиль для народа» стало воплощаться в простых конструкциях с 2-цилиндровыми моторами, получивших индексы «А», «С» и «F». Под давлением инвесторов, вынуждавших создавать более мощные и дорогостоящие машины, были выпущены модели «В» и «К» с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Шестицилиндровый лимузин «Model K», стоимостью 2 500 долларов США, продавался плохо. Это подтолкнуло Форда к созданию автомобиля, максимально приспособленного для массового производства, дешевого в изготовлении и доступного по цене для покупателя.

Первой подлинным успехом стал недорогой автомобиль модели «N» с 4-цилиндровым мотором мощностью 15 л.с. и предельно простой конструкцией, продававшийся на рынке по цене 500 долларов США. Он-то и стал базой бессмертного «Ford T».

Ford Model N (1906) первый

Ford Mode N

1 октября 1908 года Форд воплотил в жизнь свою мечту создать «автомобиль для народа», выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, способный пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. «Жестяная Лиззи» (Tin Lizzy), как ее ласково называли американцы, стала самым известным автомобилем за всю историю автоиндустрии – «Автомобилем XX века». Сам Генри Форд называл ее универсальной машиной.

Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Продажи этой модели в первый год производства побили все рекорды в автомобильной промышленности. К концу 1913 года «Форд Мотор Компани» производила половину всех автомобилей в США. Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Впервые в мире автомобили стали собирать с применением конвейерной технологии, которая позволила всего за один год поднять производительность труда на 40-60%.

производственная линия Форд Сборка автомобилей в 1914 году. Компания-Генри-Форда

В 1920-1930-е годы «Форд Мотор» активно открывает отделения во многих странах мира, в том числе сотрудничает с Советской Россией (создание заводов ГАЗ, АМО и выпуск первых советских автомобилей).

Одним из достоинств Ford T была высокая ремонтопригодность: машина была достаточно простой для того, чтобы при наличии элементарного инструмента и минимальных навыков устранить практически любую неисправность.

Форд одним из первых создал концепцию, которая до сих пор преобладает на Западе: «Дешевле поменять деталь, чем отремонтировать». Каждый продавец автомобилей Форда был обязан иметь на складе полный комплект запчастей. А отсутствие «архитектурных» излишеств на автомобиле и полная взаимозаменяемость деталей позволяли хозяевам ремонтировать его самим, что называется «на коленке».

Помимо этого, машина была очень проста в управлении. Правда, конструкция управляющих механизмов кардинально отличалась от общепринятой: передачи переключались ногами, а газ регулировался рукой. Из-за такой разницы владельцам «Форда Т» в некоторых штатах выдавались даже специальные права. В связи с этим иногда случались казусы. Так в 1930 году одна американка получила приз от компании Форд. Она проехала на «Форде Т» 150 тысяч миль (242 000 км) на первой передаче. Просто даме никто не объяснил, что у машины есть еще одна передняя передача и одна задняя, только переключаются они не рукояткой, а педалями...

Техническая характеристика Ford Model Т

 Число мест  4-6 (в зависимости от модификации)
 Габариты  3400×1670×1450 мм
 База  2540 мм
 Двигатель  бензиновый, рядный, четырехцилиндровый
 Рабочий объем  2896 см3
 Мощность  22 л.с. при 1800 об/мин
 Масса снаряженная  700 кг
 Максимальная скорость  72 км/ч

       

Линейка «Модели Т» насчитывала свыше 35 различных модификаций: Speedster, Roadster, Coupe, Touring, Pickup, Ambulance, Landaulet, Tourer, Firetruck и многие другие, предусматривали широкую сферу применения.

Ford Model T Speedster

Ford Model T Roadster

Ford Model T Tourabout

Ford Model T Coupe

Ford Model Т Pickup

Ford Model T Huckster

Ford Model T Ambulance

Ford Model T School bus

Ford Model T City taxi

 

К 1927 году «Модель Т» устарела. Улучшенная, но в основном остававшаяся прежней в течение многих лет, она начала проигрывать более стильным и мощным машинам конкурентов. 31 мая заводы Форда по всей стране закрылись на шесть месяцев с целью переоборудования линий для начала производства новой «Модели А».

1908 Ford Model T 021 1908 Ford Model T 019

19-летний выпуск модели «Т» остановился на отметке 15 175 868 единиц всех модификаций. Из них до сегодняшнего дня сохранилось по всему миру около 10 000 машин в рабочем состоянии.

Опираясь на средства массовой информации, Генри Форд создал интригу с отпечатком таинственности вокруг выпуска модели А, чтобы привлечь общественность и вызвать интерес к «Новому автомобилю Ford». Первый Ford A второй серии был изготовлен 20 октября 1927 года, но продажи начались только 2 декабря 1927 года. К середине 1928 года, производя до 4 000 автомобилей в сутки, завод не успевал удовлетворить спрос покупателей. В целях решения этого вопроса, Форд увеличил объемы производства, достигшие в июне 1930 года отметки около 9 200 автомобилей в сутки.

В отличие от своего предшественника, модели Т, которая была результатом развивающегося процесса проектирования, модель А была разработана с нуля. Она была действительно «Новым автомобилем Ford». Механические обновления модели включали: новую 3-ступенчатую коробку передач, гидравлические амортизаторы и механические тормоза на все колеса. Другими значительными улучшениями были: электрический стартер, водяной насос, спидометр, датчик газа, и использование безопасного триплекс стекла.

Ford Model A начало выпуска

Model A 1927 модельного года была первой моделью Ford, которая использовала стандартный набор органов управления с обычными педалями сцепления, тормоза, акселератора и рычагом КПП в отличие от предыдущих моделей Ford. Так же модель А стала первым автомобилем компании, у которого на решетке радиатора была установлена овальная темно-синяя эмблема (в дальнейшем, ее устанавливали до конца 50-х годов почти на все модели Ford).  По стилистике, в комплексном сравнении, Ford Model A был элегантней Model T. Новая модель перенесла Форд в современную эпоху машиностроения, она выглядела как автомобиль, а не как «безлошадная повозка».

Техническая характеристика Ford Model А

Число  мест  4-6 (в зависимости от модификации)
Габариты  4191×1702×1765 мм
База  2629 мм
Двигатель  бензиновый, рядный, четырехцилиндровый
Рабочий объем  3.280 см3
Мощность  40 л.с.
Масса снаряженная  1 100 кг
Максимальная скорость  104 км/ч

 

Ford Model А выпускался в самых разных вариантах: Купе (Standard и Deluxe), Биз-нес-Купе, «Sport Coupe», «Roadster Coupe» (Standard и Deluxe), кабриолет, фаэтон (Standard и Deluxe), «Tudor» (Standard и Deluxe), «Town Car», «Fordor» (2-окна) (Standard и Deluxe), «Fordor» (3-окна) (Standard и Deluxe), «Victoria», универсал, такси, пикап и др. Цены Ford A составляли от $ 385 за модель с кузовом родстер до $ 1400 за модификацию «Town Car».

Ford Model А Tudor Sedan

Ford Model А Pickup

Ford Model А Speedster

Наряду с США, Ford производил модель на заводах в Аргентине, Канаде, Франции, Германии и Великобритании. В Европе, где автомобили облагались налогом в соответствии с рабочим объемом двигателя, Ford оборудовал модель А двигателем 2 033 см3. Тем не менее, объем двигателя был еще достаточно большим и приводил к большим ежегодным налоговым сборам в Великобритании и на других основных европейских рынках, в результате чего автомобиль был не в состоянии конкурировать в секторе недорогих массовых автомобилей. К тому же, модель была и слишком «сырой», чтобы выступать предметом роскоши.

В 1931 году производство данной модели закончилось на отметке 4 849 340 Ford A всех модификаций.

1 апреля 1932 года Ford продемонстрировал V-образный 8-цилиндровый двигатель. Ford был первым, кому удалось изготовить монолитный блок с 8 цилиндрами. После успешной презентации концерн принялся за массовое производство этих двигателей.

Сегодня у «Ford» есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Он ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки. Ford Motor Company продает более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками «Ford», «Líncoln», «Mercury», «Jaguar» и «Aston Martin». У «Форда» также есть доля акций в компании «Mazda Motor Corporation» (33.4%) и «Kia Motors Corporation» (9.4%).